По итогам 2020 года ВМТП занял первое место в России по контейнерообороту. Портовики отмечают, что такой результат стал возможным благодаря трем факторам: обновлению парка техники, улучшению сервиса и слаженной работе всего коллектива. Значительную роль сыграло внедрение новых технологий – процесс цифровизации предприятия, когда все сотрудники в единой системе видят, где хранится и куда направляется контейнер, а общение с клиентами происходит в онлайн-режиме. Юрий Гусев, руководитель проектов Контейнерного терминала ПАО «ВМТП», рассказал корр. PRIMPRESS, как Владивостокский морской торговый порт реализует концепцию «умного порта».
- Юрий Сергеевич, ВМТП стал первым в России по контейнерообороту. Это как-то связано с информационными технологиями?
– Причиной такого результата стали в первую очередь старания портовиков, которые вкладывали в работу всю свою энергию. Инструмент, который они использовали, – это не только кран или ричстакер, но и планшет. Уверен, что модернизация производства, которую мы проводим, приведет нас к еще большему успеху.
- Как работа вашего отдела влияет на производственные процессы в порту?
– В порту наступила эпоха цифровизации. Наша группа занимается развитием информационных систем и технологий. Мы переводим производство на цифровой документооборот, модернизируем систему учета, создаем специальные информационные продукты и развиваем программное обеспечение, обучаем сотрудников работать со всем этим. Конечно, подобные меры позитивно сказываются на производительности. Кроме того, порт постоянно обновляет парк техники, в том числе компьютеры, планшеты и стационарное оборудование в кабинах кранов, тягачей и ричстакеров.
Мы работаем плечо к плечу, и когда у кого-то появляется хорошая идея, то мы ее подхватываем. Можно сказать, что над развитием технологий в ВМТП работают все сотрудники. Каждый может прийти ко мне в кабинет с предложениями по оптимизации работы. Портовики знают процессы изнутри и могут точно сказать, что необходимо изменить, чтобы результат стал еще лучше. Мы периодически проводим встречи, работаем в группах и проводим опросы.
- Расскажите подробнее о программных продуктах, которые вы вместе с командой разрабатываете для ВМТП.
– За последние три года на базе информационной системы контейнерного терминала (ИСКТ) порта мы создали не просто учет расположения и перемещения контейнеров, но и систему автоматизированного управления процессом. Она помогает проводить операции с грузами, в первую очередь с контейнерами.
Первым в порту было приложение «Докер» – стационарное, требующее специального обновления, не очень удобное. Мы перенесли его на новую платформу, сделали мобильным. Теперь приложение работает в браузере, регулярно обновляется, стало более красочным. При разработке мы учитывали предпочтения и требования портовиков, которые с ним работают.
Сегодня приложение «Докер» – это часть информационной системы порта. С помощью него сотрудник регистрирует выполнение заданий, получает информацию о своих задачах.
Приложение «Тальман» позволяет регистрировать информацию о контейнерах, которые мы принимаем и выдаем из порта. С помощью «Оператор СТС» осуществляется обработка судов – погрузка и выгрузка. Крановщик видит каргоплан и исполняет его. Есть в порту и свое «такси» для контейнеров. Приложение «Водитель Тягача» показывает, какие контейнеры из какой зоны куда нужно перемещать. Это мобильные приложения, которые работники используют на планшетах на территории порта.
Менеджеры, производители работ, операторы используют стационарную систему «ИСКТ.Стивидор» - она позволяет формировать задания на перемещение контейнеров, контролировать выполнение работ и показатели эффективности.
- Какие следующие шаги по модернизации работы в порту?
– Основные работники – докеры, тальманы, управляющие – уже работают в ИСКТ и обеспечены информацией, которая им необходима для исполнения функций и обязанностей.
Работа с контейнерами автоматизирована и идет в режиме онлайн. Наш следующий шаг по работе с ними – создать возможность прогнозирования и анализа, что позволит повысить эффективность и работы и скорость обработки.
Работа с генеральными грузами только начинается. Сейчас для их обработки используются бумажные носители. Если при работе с контейнерами человек работает на планшете, то при обработке генеральных грузов тальман записывает все данные на бумагу, а затем переносит их в компьютер. По сути, происходит двойное действие. Когда мы ему дадим планшет, информация сразу будет оказываться на сервере. Мы планируем, что это произойдет в течение 2021 г.
- Мировые лидеры перешли на систему «Цифровой двойник». ВМТП планирует этот шаг?
– «Цифровой двойник» представляет собой виртуальную копию реального объекта и ведет себя так же, как и реальный объект. Наша система уже сейчас позволяет видеть перемещение контейнеров в порту – есть условная карта, на которой это видно. Но пока не в полном объеме. Мы с этим проектом тоже работаем.
- Разработки ВМТП чем-то отличаются от информационных продуктов, которые применяют в других портах России?
- На сегодняшний день ИСКТ используется и на контейнерном, и на универсальном терминале. Она соответствует и в чем-то даже лидирует среди подобных российских информационных систем.
Доработки, которые мы планируем, должны вывести ВМТП на высокий мировой уровень. Когда у нас будут системы планирования и анализа процессов, мы можем перейти на полную автоматизацию процессов. Это когда оператор не управляет джойстиком, чтобы переместить кран, а следит за его работой и безопасностью труда.
- На какие порты ориентируется ВМТП в своем развитии?
- У нас очень амбициозный ориентир – это Шанхай. В этом порту терминалы автоматизированы на 90%.
- Как объемы контейнерооборота в порту связаны с экономикой Приморья?
– Экономика Приморского края в последнее время достаточно быстро развивается – и контейнеров стало больше, и проекты мы реализуем довольно крупные. Когда пройдет коронавирусная завеса в мире, мы начнем продвигаться вверх еще большими темпами. Перспективы огромные, и Приморский край очень сильно может преуспеть в ближайшее время, чему способствуют и планы по освоению Северного морского пути, и географическая близость к Китаю.
- Пандемия повлияла на скорость внедрения новых разработок?
– Нет, потому что мы не останавливались ни на минуту. Наши специалисты могут выполнять обязанности удаленно, поэтому мы в нужное время адаптировалась и продолжили работу. Хочу поблагодарить нашу группу разработчиков под руководством Константина Мицканюка, в том числе Михаила Степанкова, Владимира Лима, Ольгу Коновалову, а также руководителей и специалистов, участвующих в развитии производственных информационных систем ПАО «ВМТП». Все молодцы, реально сильная команда.