На фото: сопредседатель Приморского регионального отделения Общероссийской общественной организации «Деловая Россия» Эдуард Портнов
Дума города Владивостока приняла решение пересмотреть размеры повышающих или понижающих коэффициентов при расчете арендной платы за землю в столице ДФО. Предпринимательское сообщество считает, что данное решение необходимо скорректировать, так как последствия могут быть неоднозначными.
За период с 2015 по 2021 г. произошло значительное повышение стоимости арендных платежей при строительстве среднеэтажных и многоэтажных жилых домов. Ставки аренды земельных участков на период строительства возросли в пять раз, во столько же раз возросла стоимость дальнейшей эксплуатации земельных участков жилых домов.
Стоимость аренды земельных участков для молодых и многодетных семей на период строительства дома также изменилась в сторону увеличения. При этом молодые семьи, имея ограниченный бюджет, для строительства дома, как правило, используют ипотечный займ, что еще более увеличивает для них финансовую нагрузку.
Поднялись арендные ставки и в отношении строительства объектов спортивного назначения. В том числе речь идет о строительстве детско-юношеских спортивных школ, клубов физической подготовки, спортивно-технических школ, детских спортивных оздоровительных и других мест отдыха. Предприниматели подчеркивают, что данные объекты никогда не являлись высокодоходными. Поэтому повышение аренды может привести к остановке строительства новых спортивных клубов и детских школ во Владивостоке.
Коэффициенты арендной платы земельных участков в зонах рекреации, где располагаются все морские виды спорта, выросли с пяти до восьми. Данные участки не могут быть выкуплены в связи с их нахождением в водоохранной зоне. Повышение аренды коснулось земли, на которой располагаются яхтенные клубы, детские школы юнг, клубы маломерного флота, секции байдарочников и каноэ, а также самое массовое спортивное сообщество Владивостока – гонки на лодках класса «Дракон» – имеющее на сегодня международный уровень и содержащееся за счет минимальных взносов наших горожан.
Пересмотр ставок также коснулся и строительства объектов торговли, складских, торговых продовольственных и промтоварных баз. Для эксплуатации таких земельных участков корректирующие коэффициенты увеличились с четырех до девяти. Следствием таких действий может стать увеличение стоимости аренды помещений, а также рост стоимости товаров продовольственного и промышленного назначения. Учитывая низкий покупательский спрос из-за пандемии, длительного отсутствия доходов у большой части населения, это может привести к еще большему снижению продаж, вследствие которого может прекратить свою деятельность значительная часть представителей малого бизнеса. Предприниматели отмечают, что уже сегодня, согласно статистическим данным, цена на такие продукты, как молоко мясо и рыба, во Владивостоке в три раза выше, чем в средней полосе России. При этом заработные платы приморцев не значительно отличаются от средних зарплат по России.
Сопредседатель Приморского регионального отделения Общероссийской общественной организации «Деловая Россия» Эдуард Портнов считает, что увеличение коэффициентов на земельные участки, которые находятся в долгосрочной аренде, с одной стороны, оправдано: «Если человек оплачивает копеечную аренду, никак не используя свой участок годами, при этом земля в цене растет, повышение коэффициентов – решение, безусловно, правильное. В отношении таких участков, уродующих облик города, давно нужно было принимать меры. Но в отношении прочих революционных решений депутатов, стоило бы подумать о поэтапном увеличении арендной платы, чтобы дать возможность бизнесу плавно перестроиться».
Предприниматели,также отмечают, что значительное снижение корректирующих коэффициентов по краткосрочной аренде хлебных, овощных, газетных киосков, киосков придорожного сервиса типа пит-стопов – решение, которое можно рассматривать с точки зрения «двойных стандартов», с учетом непрерывной борьбы города с палаточниками, киосочниками и пит-стопами.
Коэффициенты на строительство и дальнейшую эксплуатацию автостоянок также увеличились в четыре раза, что может привести к росту стоимости оплаты ночного хранения автомобилей.
Эдуард Портнов: «Понятно, что в условиях экономического кризиса, пандемии, снижения реальных доходов населения и прочих трудностей власти ищут различные пути решения накопившихся вопросов. Но любые нововведения практичнее всего вводить постепенно. На сегодняшний день рынок не готов к резкому, скачкообразному движению. И если методы будут эволюционными, а не революционными, это даст наиболее положительный эффект для всех – и для предпринимательского сообщества, и для конечного потребителя, и для города в целом».