«Гаражная амнистия» – инструмент, позволяющий как сократить количество документов, необходимых для оформления собственности на гаражи и землю под ними, так и снизить затраты на эти процедуры, сообщает PRIMPRESS. В среднем, по данным Росреестра, в регионах кадастровая оценка участка при передаче в собственность составляет 5-7 тыс. руб. Кроме того, нужно оплачивать госпошлину. 1 февраля в ходе онлайн-дискуссии с экспертами и профильными ведомствами один из авторов законопроекта Павел Крашенинников, являющийся председатель Комитета Госдумы по госстроительству и законодательству, отметил, что этим в сответствии с законопроектом «Единой России» о гаражной амнистии будут заниматься органы местного самоуправления. Мероприятие прошло на площадке издательского дома «Аргументы и факты».
Для подтверждения права собственности подойдет справка о членстве в кооперативе, документ о распределении гаража в совхозе или любой другой подтверждающий документ – например, техплан на гараж или выписка из технической инвентаризации. Кроме того, регионы смогут самостоятельно дополнять этот список на случай, если есть еще какие-то документы о гаражах. Предполагается, что работать гаражная амнистия будет до 1 марта 2026 года.
Павел Крашенинников также обратил внимание на то, что так называемых ракушек она не коснется.
«Амнистия будет направлена только на капитальные строения. Это объекты, которые можно признать недвижимостью. Ракушки – это движимый объект», – пояснил он.
Земля под гаражами будет дополнительно защищена законопроектом. Не оформленные в собственность постройки в настоящее время можно снести и без какой-либо компенсации отдать земли под застройку. Собственники после принятия законопроекта получат гарантии даже в тех случаях, когда земли планируют изъять для государственных и муниципальных нужд, например при строительстве федеральных автодорог.
Профильные объединения и ведомства поддержали документ. В частности, Росреестр назвал гаражную амнистию «демонстрацией баланса частных и публичных интересов».
«Мы, с одной стороны, должны дать оформить свои права всем добросовестным гражданам, которые владеют гаражами, но по ряду причин не могут их оформить. А с другой стороны, не должны дать возможность легализовать откровенный самострой, возведенный со всеми возможными нарушениями действующих правил создания объектов капитального строительства», – отметил заместитель руководителя Росреестра Алексей Бутовецкий.
Во Всероссийском обществе автомобилистов законопроект также поддержали. Документ, по словам председателя организации Валерия Солдунова, отвечает интересам граждан.
«Самое главное, что движение началось – важно, чтобы закон был принят и работал на всей территории страны», – сказал он.
При этом ранее в регионах из-за отсутствия федерального закона при регистрации гаражей вводились свои нормы. В частности, как сообщил замминистра строительства и архитектуры Ульяновской области Александр Таушкин, региональным законом в Ульяновской области предусмотрели возможность предоставлять бесплатно земельный участок в общедолевую собственность членам гаражных кооперативов, если есть подтверждающие выделение земли документы. Также были внесены изменения в градостроительный устав региона, что упростило постановку гаражных боксов на кадастровый учет и, как следствие, оформление гаражей.
Председатель одного из местных ГСК Даниил Рожецкий в свою очередь добавил, что право собственности оформляется просто и удобно – за 10 дней через «одно окно» в МФЦ или на сайте госуслуг.
При подготовке законопроекта был учтен опыт регионов – 55 субъектов поделились своими практиками, которые учтут при доработке документа ко второму чтению. Ряд спорных моментов урегулируют. До 24 февраля продлится сбор предложений.
В итоговом варианте документа предусмотрят дополнительные возможности для инвалидов – помимо приоритета на использование земельного участка для размещения гаража для людей с ОВЗ в законопроекте пропишут и места для стоянки их автомобилей около дома.
Кроме того, определят, как получить неоформленный гараж и землю в наследство – к примеру, если собственник уже умер, а имущество не зарегистрировано.
«Это важная тема, и нам ее надо обязательно отразить [в законе]», – отметил Павел Крашенинников.
Предполагается, что уже в марте текущего года законопроект будет принят.
Как отмечает Дмитрий Пенязь, являющийся председателем общественного движения «Общество защиты автомобилистов Приморского края», координатором партийного проекта «Школа грамотного потребителя» в Приморском крае, несмотря на то что многие автомобилисты уже воспользовались «гаражной амнистией», продление этой меры актуально и сегодня.
«Гаражная амнистия» позволит в упрощенном порядке – и при содействии местных органов власти – оформить права на гаражи и землю под ними как объекты недвижимости. Они будут зарегистрированы по аналогии с «дачной амнистией». До недавнего времени требовалось согласование многих организаций и предоставление подзаконных актов местной власти. Большая часть гаражей стоит с советских времен; законы несколько раз менялись, и у граждан возникали вопросы. Что оформлять, место в гаражном кооперативе или отдельно стоящее здание? Что с землей, есть ли договор аренды? Часто возникали конфликтные ситуации. В результате «гаражной амнистии» такие спорные объекты удастся зарегистрировать и собственность в упрощенном порядке и сложнее будет изымать их в рамках какой-нибудь уплотнительной застройки, проводимой на территории. Но гаражей много, и для оформления всего их массива требуется время, потому автомобильное сообщество Приморского края положительно оценивает продление «гаражной амнистии», – заявил Дмитрий Пенязь.