Повышение стоимости автомобильного топлива зафиксировано в начале 2021 года в нескольких регионах Российской Федерации. По мнению экспертов, рынок находится под серьезным давлением ряда факторов, среди которых рост налоговой нагрузки и транспортных тарифов, а также механизм демпфера и действия спекулянтов, говорится в материале «Независимой газеты», с которым недавно познакомилась редакция PRIMPRESS. Как всегда, в зоне повышенного риска роста цен на бензин и дизтопливо - Дальний Восток.
Пока ситуация с розницей топлива в регионах РФ остается в общем-то стабильной, однако биржевые цены на бензин уже активно растут.
На ситуацию оказывает влияние налоговая политика государства, а именно повышение акцизов, ведь только с начала этого года они повысились уже на 4%, а в целом, за последние пять лет они существенно выросли, практически в два раза, приводит издание мнение старшего аналитика WMT Consult Валерия Андрианова.
«Кроме того, оказывает влияние так называемый демпфер. Причины введения этого механизма были достаточно благие, предполагалось, что этот механизм поможет создать такую ситуацию, при которой повышение цен на мировом рынке нефти не будет приводить к повышению цен на нефтепродукты. Но на самом деле все получилось наоборот», - отметил старший аналитик WMT Consult Валерий Андрианов.
Основным фактором роста цен остается недостаток предложения, в первую очередь это касается АИ-92, говорится в материале «Независимой газеты». Аналитики объяснили ситуацию повышенным спросом со стороны участников рынка, которые восполняют запасы топлива, расходованного за длинные каникулы, при этом рынок отыгрывает рост цен на нефть почти на 10% в январе. Все это делает экспорт для российских компаний намного более привлекательным, чем поставки нефтепродуктов на внутренний рынок (так, по итогам 2020 года существенно нарастили объем экспорта бензинов крупнейшие нефтяные компании: «Сургутнефтегаз» – на 35%, «Газпром нефть» – на 34% и «Лукойл» – на 23%).
Бензин «уходит» с внутреннего рынка в связи с действием особого механизма демпфера, введенного в России с 1 января 2019 года, утверждается в материале «Независимой газеты».
От ИА AmurMedia отметим, что так называемый демпферный механизм был призван удерживать цены на моторное топливо (бензин, дизельное топливо) внутри России на стабильном уровне. Суть топливного демпфера заключается в следующем: при низких экспортных ценах на нефть российской марки Urals стоимость топлива на внутреннем рынке в рублях позволяет нефтяникам получать сверхприбыль, частью которой они делятся с бюджетом; если же экспортные цены на нефть высокие, государство доплачивает нефтяным компаниям, чтобы они не повышали цены на бензин и дизтопливо внутри страны.
Однако в действительности, пишет издание, механизм создал на рынке обратную ситуацию - нефтяные компании оказались вынуждены продавать топливо на внутреннем рынке себе в убыток. Итогом действия демпфера на оптовом рынке становится дефицит, причем некоторые крупнейшие нефтяные компании уже серьезно сократили поставки топлива на биржу. В частности, в декабре «Лукойл» продал на 21% меньше бензинов по сравнению с тем же периодом 2021 года, «Газпром нефть» уменьшила продажи на 4%, «Сургутнефтегаз» на 17%, а Антипинский нефтеперерабатывающий завод – на 26%.
Есть и исключения. Крупнейший поставщик топлива на внутренний рынок – «Роснефть» – наоборот поставки нарастила, причем компания традиционно закрывает дефицит топлив на внутреннем рынке. По результатам декабря прошлого года компания увеличила объемы поставок на внутренний рынок на 52% по автобензинам и на 32% по дизельному топливу по сравнению с 2020 годом. В результате доля продаж компании на биржевом рынке в декабре увеличилась на 12%, достигнув по автобензинам рекордных за всю историю торгов 62%.
«У нас внешний рынок и бензина, и дизельного топлива, и нефти в результате роста цен стал более привлекательным, чем внутренний», – приводит издание точку зрения генерального директора «Инфотэк-Терминал» Рустама Танкаева.
«Проблема с ценами, которая у нас актуализировалась, лежит не в плоскости потребителя, а в плоскости рынка, в плоскости переработки, в плоскости реализации топлива. Та налоговая система, которая на сегодня сложилась, те механизмы демпфера, которые выравнивают цены для потребителя, никоим образом не способствуют росту инвестиционной привлекательности нефтедобывающей, нефтереализующей, нефтеперерабатывающей отраслей, – считает вице-президент Независимого топливного союза, заместитель председателя наблюдательного совета ассоциации «Надежный партнер» Дмитрий Гусев. – Соответственно, исходя из того, что Минфин категорическим образом не хочет увеличивать привлекательность отрасли, не хочет привлекать денежные средства для развития отрасли, мы находимся в постоянной ситуации выплаты в той или иной степени налогов, то ли через демпфер, то ли через акциз, то ли через налог с продаж – как угодно, но постоянно нефтяники платят. Поэтому все проблемы роста, которые существуют, вызваны действующей налоговой политикой».
По данным экспертов, примерно 10% цены на бензин составляют транспортные расходы и последние несколько лет тарифы на перевозку грузов увеличивались на 7-10% в год. Особенно остро вопрос стоит для Дальнего Востока, где работает всего два нефтеперерабатывающих завода, мощности которых не хватает для удовлетворения спроса огромного региона, где ежегодно наблюдается дефицит топлива. Владельцам АЗС приходится закупать топливо в соседних областях и везти по железной дороге, что приводит к росту цен на АЗС дальневосточного округа. При этом действующая фискальная политика не позволяет эффективно расширять нефтеперерабатывающие мощности внутри страны, поскольку инвестиции в строительство новых НПЗ не окупаются.
По словам Танкаева, сложно понять, как лучше выходить из этого положения. «Мы все знаем, что увеличивая налоговую нагрузку на нефтяные компании сверх всякой меры, с 1 января 2019 года правительство ввело некий демпфер, который должен был компенсировать потери финансовые для нефтепереработчиков. Фактически, демпфер увеличивает цены на бензин и дизельное топливо внутри России примерно на 4%. Все разговоры с Минфином о том, что может изменить этот механизм, упираются в то, что Минфин считает, что действующий демпфер позволяет заполнять государственный бюджет, поэтому его трогать нельзя. На розничном рынке это пока не сказалось. Существует определенный временной лот, через который высокие оптовые цены должны быть перенесены на внутренний рынок. Это где-то 2-3 месяца».
По словам эксперта, первые изменения можно будет увидеть уже в феврале. Прогнозы весьма мрачные: независимые АЗС начнут нести убытки и будут закрываться, соответственно цены на бензин и дизтопливо поползут вверх.