Уходящий 2020 год был сложным как для экономики страны, так и для телекома. Самоизоляция ускорила рост интернет-трафика. Люди в режиме удаленной работы и учебы стали активнее пользоваться различными онлайн-сервисами. Как операторы справились с возросшей нагрузкой на сеть и каким будет дальнейшее развитие мобильной связи – об этом мы беседуем с директором приморского филиала Tele2 Андреем Шмалевым.
– Андрей, как ваши клиенты и компания в целом переживают этот непростой для всех год?
– Мы смотрели, какие изменения происходят в поведении наших клиентов, и, соответственно, должны были на них быстро реагировать, удовлетворять спрос.
Во-первых, люди с начала пандемии стали больше друг другу звонить. Сильно вырос голосовой трафик – это индикатор неопределенности, было непонятно, что работает, какие ограничения ввели, какие изменения нас ждут. Огромный всплеск звонков наблюдался после второго обращения президента страны, когда мы узнали, что самоизоляцию продлили. Звонков было больше, чем в новогоднюю ночь.
Во-вторых, начал лавинообразно расти интернет-трафик. Это неудивительно, поскольку вся наша привычная жизнь перешла в онлайн – дистанционная учеба, удаленная работа и т. д. За 10 месяцев текущего года приморцы скачали 44 тысячи Тб данных, что на 20% больше чем за весь прошлый год. Это был большой вызов для всей нашей технической службы.
Еще одна особенность, связанная с трафиком: люди стали менять локации. Они самоизолировались из городов в села, поселки, на дачи. Нагрузка на сеть выросла, потому что нужно работать, учиться, и всех уже не устраивает, что где-то там – за много-много километров – невозможно выйти в Интернет.
– Как пиковые нагрузки сказались на работе вашей сети?
– Это один из самых больших вызовов, потому что скачок трафика и нестандартное распределение локаций поставили нам нетривиальную задачу. Чтобы ее решить в максимально сжатые сроки, коллеги из технической службы работали 24/7, обеспечивая Интернетом новые территории и увеличивая емкость в местах пиковой нагрузки.
В результате мы на 30% увеличили число базовых станций LTE по сравнению с прошлым годом – это очень большая работа. В 20 населенных пунктах впервые появился наш мобильный Интернет. Это совершенно разные поселения – Емар, Подножье, Вострецово, Крутой Яр, Марково, Некруглово, Глуховка, Синельниково-2, Садовое, Сержантово, Мономахово, Веденка, Ракитное, Губерово, Новостройка, Шумное, Староварваровка, Духовское, Витязь, Ключевой. 4G-Интернет появился и на территории коттеджных поселков в районе Черной речки и горы Угольной, Токаревского маяка во Владивостоке, в садоводческих товариществах в урочищах Кипарисово, Горное, Тигровая падь Надеждинского района.
Также наша команда провела работы по улучшению качества связи и расширению покрытия во Владивостоке, Артеме, Арсеньеве, Спасске-Дальнем, Большом Камне, Дальнегорске, Уссурийске, Лесозаводске, Партизанске, Находке, Дальнереченске. Если говорить о малых населенных пунктах, то модернизация сети проведена в Сергеевке, Пограничном, Барано-Оренбургском, Кокшаровке, Чугуевке, Сибирцево, Кавалерово, Анучино, Кировском, Вольно-Надеждинском, Новом, Черниговке, Екатериновке, Пуциловке, Самарке, Липовцах, Тавричанке, Новонежино и других.
Нужно отметить, что, поскольку границы были закрыты, приморцы стали больше передвигаться по региону, в том числе в рекреационные зоны. Естественно, мы не могли их обойти стороной. Так, покрытие LTE появилось в бухтах Бойсмана рядом с селом Рязановка, Витязь, Нерпа и на территории комплекса «Теплое море» в Славянке, Безымянная в Фокино, Прогулочная, Прозрачная и Отрада в Находке, на территории базы отдыха «Штыковские пруды» в Шкотовском районе.
Масштабное техническое развитие помогло нам оперативно устранить все последствия недавнего ЧС, когда на Приморье обрушился ледяной дождь. Наши специалисты круглосуточно поддерживали работу сети в пострадавших от непогоды населенных пунктах. Мы готовы и к дальнейшему росту трафика, так как люди уже распробовали цифровой образ жизни и тренд на потребление услуг онлайн сохранится после пандемии. Чтобы быть успешным на высококонкурентном телеком-рынке, в первую очередь мы должны предоставлять качественную и надежную связь там, где она необходима клиенту.
– Какие новые «фишки» вы можете предложить своим клиентам?
– Кроме качественной связи мы предлагаем уникальные и выгодные услуги, которые предвосхищают запросы наших клиентов. В преддверии новогодних праздников мы запустили в Приморье новый тарифный план для любителей кино – «Везде онлайн», в который без дополнительных плат включен мультимедийный сервис Wink, позволяющий смотреть более 20 000 фильмов, сериалов и 100 телевизионных каналов.
А чуть больше года назад у нас появился «Маркет Tele2». Это площадка, где можно продавать и покупать гигабайты, SMS, минуты. Пользователи сами выставляют объем невостребованных остатков, назначают им цену и продают друг другу. Согласно статистике, более 30% наших клиентов постоянно пользуются «Маркетом». Вырученные средства они расходуют на оплату услуги связи.
Наши гигабайты можно не только продавать, их еще можно дарить абонентам Tele2 по всей стране. Другая популярная «фишка» – «Честные звонки внутри сети», которые не расходуют основной пакет минут. А совсем недавно у нас появился «Конструктор чудес». Теперь каждый клиент может сформировать тариф, исходя из своих интересов и потребностей. Выбрать можно не только объем минут и гигабайтов, но и подключить безлимит на любимые соцсети и мессенджеры, добавить другие интересные сервисы. Это дает возможность клиенту максимально персонализировать свой тариф.
Также у нас есть «SOS-пакет» при нулевом балансе, когда сохраняется бесплатный доступ к приложениям WhatsApp, «Яндекс.Карты» и «Яндекс.Навигатор», чтобы можно было добраться до места назначения и связаться с близкими. Он подключается автоматически и действует от одного до трех дней в зависимости от тарифа. Пожалуй, самая известная опция – перенос оставшихся минут и гигабайтов на следующий месяц. Сейчас мы пошли еще дальше и делаем перенос остатков как клиентам Tele2, так и тем, кто хочет перейти со своим номером в нашу сеть.
– Как пандемия повлияла на работу ваших салонов?
– Наши клиенты стали реже посещать салоны связи, и все больше решаются вопросы через дистанционные каналы обслуживания. Заботясь о комфорте наших абонентов, мы расширили возможности интернет-магазина. В нем посетители могут выбрать номер телефона, подходящий тарифный план, подключить дополнительные опции и услуги.
Чтобы сэкономить время при получении SIM-карты, клиенты могут внести свои данные при оформлении заказа на сайте. Это занимает не больше 15 минут, а получить SIM-карту на дом можно при помощи курьерской службы или сервиса «Яндекс.Go». Услуга бесплатная. Также в наших салонах появились SIM-карты с возможностью саморегистрации через мобильное приложение, не обращаясь за этим к продавцу.
Приморцы могут подключиться к Tele2 и в фирменных салонах связи, где выполняются все рекомендации по профилактике коронавируса: консультанты обслуживают в медицинских масках, применяют антисептики для рук, обеспечивается социальная дистанция для клиентов.
У нас достаточно широкая сеть дистрибуции. Мы как оператор стараемся действовать по принципу шаговой доступности. У нас более 1300 точек продаж, они расположены в торговых центрах, отделениях «Почты России», в магазинах возле дома.
– Что будет с рынком мобильной связи в следующем году?
– Я уверен в том, что тренд цифровизации нашей жизни будет укрепляться. Возросшая роль онлайн-сервисов способствовала новому явлению – клиенты стали предъявлять повышенные требования к покрытию и качеству сети. Но для успешного роста на конкурентном рынке мы также развиваем клиентский сервис во всех каналах обслуживания, разрабатываем релевантные продуктовые решения и предлагаем новые уникальные услуги. Все это ждет наших клиентов и в будущем году.
– Вы подготовили для своих абонентов новогодние предложения?
– Конечно, и не только для наших клиентов. На прошлой неделе мы запустили предновогоднюю акцию «Друзья ваши – подарки наши». Клиенты Tele2 могут стать настоящими Сантами для своих родных и близких. Определиться с выбором подарка поможет наш искусственный интеллект Миа. Причем отправить подарок можно как клиенту Tele2, так и абоненту другого оператора. Для отправки подарка необходимо ввести номер получателя и выбрать одно из 3-х подобранных Миа предложений. Это скидки на тарифы и услуги Tele2, пакеты минут и ГБ, полезные опции с бесплатным периодом, а также подарки от партнеров программы лояльности «Больше». Каждый абонент может подарить максимум по 5 подарков в период до 19 января 2021.