Во Владивостоке на «Восточной верфи» спустили на воду первый краболов, который построен по программе «Квоты под киль». Заказчик судна – один из победителей прошедших в прошлом году крабовых аукционов – компания «Дальневосточное побережье» (ГК «Сигма Марин Технолоджи»).
Вот уже несколько лет, как в России реализуется программа обновления рыболовного флота, разработанная по инициативе заместителя председателя правительства РФ – полномочного представителя президента страны в ДФО Юрия Трутнева и затем утвержденная главой государства Владимиром Путиным. Перед принятием закона об инвестиционных квотах ломалось много копий, были споры и столкновения мнений. Но в итоге начался действительно важный и эффективный процесс – рыбаки пришли на российские верфи с заказами на новые суда.
«В ноябре прошлого года мы первыми среди предприятий Дальнего Востока произвели закладку краболова, а теперь первыми спускаем на воду столь нужное нашим рыбопромышленникам судно, – отмечает Сергей Баканев, врио генерального директора АО «Восточная верфь». – Завершить постройку головного краболова планируется в сентябре 2021 г.».
Флагман назвали «Охотск» – в честь первого на Дальнем Востоке русского города. Длина и ширина судна – 63,27 м и 10,6 м соответственно, водоизмещение – 1586 тонн, объем перевозки живого краба – до 100 тонн.
В портфеле «Восточной верфи» находятся пять краболовных судов проектов 03141 и 03140 для добычи живого краба и производства готовой продукции соответственно. Строительство ведется с соблюдением графика: в 2021 и 2022 годах планируется сдавать по одному судну, еще два – в 2023-м. Последний, пятый краболов намечено передать заказчику в 2024 г.
Два краболова собираются для ООО «Север» и ООО «Дальневосточное побережье». Еще одно судно предназначено для компании – резидента свободного порта Владивосток ООО «Восход».
Как отметил Юрий Трутнев еще на закладке первого краболова, на дальневосточной верфи «сделан первый шаг к возрождению судостроительной отрасли на Дальнем Востоке».
«По решению президента РФ создана большая и современная верфь «Звезда». Но ее одной на судостроительные нужды дальневосточных регионов не хватит. Нужно, чтобы заработало больше судостроительных предприятий и в Приморье, и в Хабаровском крае. Чтобы те деньги, которые зарабатываются на рыбном промысле, помогали создавать рабочие места в России и развивать отрасль», – сказал Юрий Трутнев.
В проект краболова «Охотск» заложена концепция универсального модульного комплекса. То есть при неизмененяемых внешних обводах корпуса, энергетической установки и основного комплекта оборудования судно можно будет использовать для добычи и перевозки живого краба, как краболов-процессор, ярусолов, креветколов. Фактически «Охотск» сможет адаптироваться под добычу других видов водных биоресурсов. Промысел на нем планируют начать не позднее осени 2021 г.
Андрей Басаргин, генеральный директор ООО «СК Викинг» – компании-проектанта краболовов, представитель ООО «Дальневосточное побережье»: «Суда этого проекта за счет модульной конструкции обладают высоким потенциалом адаптации к добыче других видов гидробионтов. Большая часть производственного процесса не изменится, что позволит оперативно строить суда под любые потребности заказчика по уже отработанной схеме».
Герман Зверев, президент Всероссийской ассоциации рыбохозяйственных предприятий, предпринимателей и экспортеров (ВАРПЭ): «Локализация строительства судов-краболовов на верфях Дальнего Востока дала мощный импульс для развития судостроения в регионе. По нашим оценкам, программа строительства краболовов может добавить в валовой региональный продукт Дальнего Востока около 30 млрд рублей. Кроме того, заказчики судов – потенциальные заказчики судоремонтных услуг. Возрождение судоремонта в свою очередь может дать еще около 20 млрд рублей «прибавки» в ВРП региона. Таким образом, реальная доля рыбной отрасли в экономике региона увеличится до 13% – это очень существенный вклад в развитие Дальнего Востока».