24 и 25 сентября на Приморской сцене Мариинского театра состоятся премьерные показы двух одноактных балетов «Бемби» и «В джунглях». Эти спектакли станут первыми произведениями в афише, предназначенными специально для детей младшего возраста, сообщает PRIMPRESS.
«Тропою джунглей»
Создание современных балетов для детей - редкое явление в жизни даже самых крупных оперных театров. Приятным исключением из этого правила стала новая репертуарная линия в Мариинском театре, направленная на работу с детской аудиторией. В марте 2015 года в Петербурге состоялась премьера балетов «Бемби» и «В джунглях», призванных заполнить пустующую нишу новых детских спектаклей.
«Мысль поставить балет специально для детей пришла режиссеру и сценаристу Анне Матисон. Она заразила этой идеей Валерия Абисаловича Гергиева, который ее активно поддержал. Балеты про Бемби стали одними из первых шагов в деле создания детского репертуара в театре, ведь в достаточном объеме он есть разве что в ТЮЗе», - рассказал хореограф Антон Пимонов.
В качестве музыки для балета были выбраны два произведения современных композиторов, написанные еще в советское время совсем для других целей: музыкальное сопровождение сказки «Бемби» Андрея Головина, сочиненное в 1980 году, и сюита из музыки к кинофильму «Тропою джунглей» 1959 года известного композитора Александра Локшина. Автор либретто Анна Матисон два эти совершенно разных произведения связала одной идеей - книгой австрийского писателя Феликса Зальтона «Бемби» и ее продолжением «Дети Бемби». Получилась закольцованная история с продолжением. Стоит отметить, что с диснеевским мультфильмом она имеет мало общего: отталкиваясь именно от литературного источника, создатели балетов вводили персонажей, которых нет в мультфильме, но есть в книге.
«Бемби» – добрая и поучительная история маленького отважного олененка-принца. В начале постановки юный герой только познает мир сказочного леса, заводит друзей. Но ему предстоит пережить совсем не радостные события: голод, соперничество и бой за престол, а также придется прогнать нарушителей лесного спокойствия - охотников. Пройдя все испытания, Бемби соединяется со своей возлюбленной Фалиной. Продолжающий повествование балет «В джунглях» рассказывает о приключениях детей Бемби и Фалины.
Постановщиком «Бемби» стал молодой, но уже многообещающий хореограф Антон Пимонов, участник проекта Мариинского театра «Творческая мастерская молодых хореографов». Задача сделать танец, который будет интересен маленьким детям, оказалась для него не столь простой:
«Ставить детский спектакль намного сложнее, чем взрослый, ведь все должно быть понятно даже 5-летним. Было сложно придумать какую-то специальную звериную пластику. На мой взгляд, было бы просто примитивно, если бы артисты все делали, как звери, буквально. Как истинный воспитанник академической вагановской школы, я решил сделать всю хореографию на классической базовой основе. Ведь у нас академический музыкальный театр, значит, артисты должны показывать классические движения, танцевать все «на пальцах». Индивидуальность же персонажей читается через характер и костюмы», - сказал Антон Пимонов.
Художником спектаклей выступила Анна Матисон, создавшая на сцене атмосферу сказки и волшебных джунглей с помощью красочных костюмов и декораций. Открывшие XV Международный фестиваль балета «Мариинский», оба балета вскоре вошли в основной репертуар Мариинского театра.
Идем на восток
Решение перенести «Бемби» и «В джунглях» из Петербурга на Приморскую сцену, по словам главного балетмейстера театра Эльдара Алиева, представляется вполне логичным и служит продолжением реализации масштабного проекта «Мариинский – детям».
«В Мариинском театре существует специальная программа, посвященная детям. Это очень важно, так как если мы не будем воспитывать молодого слушателя сейчас, то через 10 лет у нас будут пустые залы. Приморский театр молодой, классические спектакли у нас есть. Благодаря «Бемби» теперь будет и детский спектакль», - прокомментировал он.
Перенос балетов из Петербурга стал не простой формальностью, создатели подошли к этому делу творчески.
«Для Приморской сцены мы немного изменили либретто спектакля. Валерий Абисалович Гергиев сказал, что для Дальнего Востока нужно больше «тигриного», и мы во втором акте постарались вывести на первый план именно тигра. Это была задача специально для Приморского края, ведь премьера балетов даже случайно совпала с Днем тигра, отмечаемым 25 сентября», - отметил Антон Пимонов.
Для балетной труппы владивостокского театра эти постановки стали первым опытом работы в жанре детского балета. Хореограф-постановщик специально приезжал в приморскую столицу на 20 дней, чтобы разучить с артистами порядок движений. За неделю до премьеры Антон Пимонов вновь прибыл во Владивосток, чтобы, как он выразился, добавить в спектакль «соли с перцем», оживить его и направить в нужное русло. Молодой хореограф высоко оценил потенциал приморских танцовщиков.
«Впечатления о приморской труппе у меня самые положительные. Они очень трудоспособные и трудолюбивые. Мне нравится атмосфера в труппе, как у артистов горят глаза от работы. Это еще совсем молодой организм, который только-только начинает свое восхождение наверх. Спектаклю про Бемби тоже еще очень мало - всего лишь год. Я надеюсь, на новой сцене он заживет новой жизнью», - сказал он.
Не только сказочный сюжет и красочные декорации делают эти балеты доступными для детей, но и их продолжительность по времени. «Бемби» длится около 30 минут, «В джунглях» - 25. Такой хронометраж позволяет водить на спектакли детей не только с шести лет, как указано в афише, но даже и трех-, четырехлетних.
«Все дети разные. Если ребенок может сосредоточиться на протяжение 40 минут и посмотреть один акт, значит, эти спектакли ему подходят. Если же он больше пяти минут высидеть не может, вести его на них не стоит», - отметил Эльдар Алиев.
Несмотря на неоднозначное принятие детских балетов в Петербурге, постановщики и администрация театра видят для «Бемби» хорошие перспективы в Приморье.
«Отзывы о спектаклях были разные - как положительные, так и отрицательные. Кто-то из критиков даже говорил, что это полное безобразие. Но балеты всегда собирали полный зал. Я наблюдал за зрителями в антрактах - дети активно обсуждали увиденное. Мои взрослые друзья просили пригласить их на этот детский балет. Многие артисты в питерской труппе Мариинки огорчились, что спектакль переносят во Владивосток: «Как жалко, что его увозят от нас», - говорили они», - поделился Антон Пимонов.
«В спектакле зрителя всегда привлекает красочность и возможность в спектакль «войти» и оставаться там, пока не опустится занавес. В «Бемби» это есть - красочность, атмосфера, костюмы, изобретательно поставленная и хорошая музыка. Конечно, на каждого зрителя есть свой спектакль, как говорится, о вкусах не спорят. Но стоит ли прийти его посмотреть хоть раз? Да, стоит», - заявил Эльдар Алиев.