Мост, соединяющий Русский остров с материком, закрыт вторую неделю, работы по очистке вант после ледяного дождя ведут вручную промышленные альпинисты. Порядка 70% поверхностей вант уже очищены от льда, до конца текущей недели работы могут быть завершены. PRIMPRESS выяснил, что проблема обледения вант имеет международный масштаб.
BBC.com пишет, что в феврале с. г. такая же участь постигла мост, соединяющий шотландские города Эдинбург и Файв. Власти в обледенении вантового моста обвинили «уникальную череду сложившихся погодных условий». СМИ занялись поисками ответа на вопрос: как предотвратить эту напасть и остановить падение льда с моста?
Обрушения льда с башен и высотных зданий проблема не новая, а вот инновационные вантовые мосты появились не так давно. Они стали очередной угрозой ввиду своей непростой конструкции. Эрессунский мост в Дании приходилось закрывать много раз при точно таких же обстоятельствах, что и Русский. В прошлом году та же участь постигла мост Квинсферри-кроссинг в Шотландии. Мост Удевалла в Швеции и Северн-кроссинг на юго-западе Англии - еще два моста, неоднократно подвергавшихся обледенению.
Над возможными способами устранить замерзание вантовых мостов ломают головы специалисты со всего мира.
Широко известно, что ледяные дожди для Канады - явление обыденное. Быть может, канадские специалисты знают ответ на этот вопрос?
Способ, придуманный канадскими разработчиками, предполагает освобождение вант или металлических цепей при помощи «воротников» – стоков по всей длине вант. Но вот оператор шотландского моста Квинсферри-кроссинг Марк Андт утверждает, что подобная система попросту невозможна, так как это может повредить 70 км кабелей, расположенных на нем. Та же проблема, вероятнее всего, касается и Русского моста – общая длина кабелей на нем составляет более 54 км. Что же в таком случае делать?
Поможет ли обогрев вант?
Профессор Христос Георгакис с инженерного факультета Орхусского университета Дании в программе «Доброе утро, Шотландия» утверждал, что «лед – это очень сложная проблема». В своем интервью он рассказывал, что ранее им и другими специалистами было испробовано множество методов: это и покрытие кабелей системой обогрева, и даже использование вертолетов для очистки. Они сдували снег и лед с вант при помощи воды, однако результаты оказались не очень эффективными.
Профессор провел обширное исследование феномена образования льда на вершинах мостов и придумал своеобразное решение. Идея заключается в создании тросовой системы, которая будет «удерживать» лед, а не отталкивать его. Технология удержания льда, по словам профессора, предполагает размещение стальной сетки или «маленьких пластиковых пальцев» на внешней стороне тросов, которые помогут «схватить» лед и удержать его дольше. Таким образом, лед будет постепенно таять и стекать в виде воды или падать постепенно – маленькими кусками, которые не навредят транспорту при падении.
Неужели проектировщики моста не задумывались о вероятности его обледенения?
Вероятность ледяного шторма во Владивостоке, кажется, даже не рассматривалась при проектировании и строительстве вантовых мостов в Приморье 10 лет назад. Ранее мы писали об этом «редком для России явлении». Проектировщики, к примеру, шотландского моста также утверждают, что нет необходимости в каком-либо комплексном решении такого рода проблемы.
Предугадать риски разрушений можно
Министр транспорта Шотландии Майкл Мэтисон предложил установить на мосту Квинсферри-кроссинг датчики для раннего предупреждения о скоплении льда.