Со среды жители Дальнего Востока более не смогут воспользоваться «глонассовской» льготой при ввозе автомобилей из Японии. 3 декабря заканчивается срок действия распоряжения правительства, дающего право физическим лицам оформлять машины без установки кнопки «Эра–ГЛОНАСС».
К сожалению, похоже, что правительство Михаила Мишустина не услышало глас десятков тысяч дальневосточников, которые требовали от чиновников продлить или отменить при ввозе подержанных автомобилей из Японии обязательную установку устройств ГЛОНАСС.
Напомним, что еще месяц назад граждане и общественные организации забили тревогу из-за правого руля. Два года правительство учитывало мнение народа и разрешало дальневосточникам при оформлении купленных машин в Японии не устанавливать кнопки ГЛОНАСС. Так как стоимость небольших коробочек, которые были навязаны федеральным законодательством, до введения льготы колебалась от 30 до 70 тысяч рублей, а эти затраты были не по карману жителям регионов. Именно на это указывали граждане, когда мотивировали свои требования освободить их от дополнительных трат при приобретении японских автомобилей.
С 3 декабря льгота будет автоматически отменена, и стоимость оформления значительно возрастет. Правительство, убрав льготу, не учло, что на Дальнем Востоке этих устройств в наличии почти нет. А ведь об отсутствии в свободной продаже «кнопок» еще в начале октября заявляли компании, специализирующиеся на оказании услуг по оформлению машин. В начале осени они пытались приобрести на заводах устройства, но получили отказ от производителей. Представители заводов заявили, что из-за перебоев с импортными комплектующими в период пандемии они не могут обеспечить отгрузку устройств для нужд Дальнего Востока до конца 2020 года.
Точные сроки ликвидации дефицита аппаратуры вызова экстренных оперативных служб (АВЭОС) заводы не указывают. Но в официальных ответах на запросы приморских компаний указывается, что в свободной реализации устройства появятся не ранее третьего квартала 2021 года. Правда, гарантий, что устройства все же будут в свободной реализации, заводы не дают. На 30 ноября ситуация с наличием устройств в Приморье критическая. Почти все аккредитованные организации, которые выдают СБКТС и занимаются оформлением электронных ПТС, по телефону рассказывают, что с четверга физические лица не смогут оформлять машины, так как, несмотря на обещания продлить временный порядок, правительство не опубликовало соответствующее распоряжение.
Пока же стоимость устройств пошла вверх. Объявления в Интернете предлагают купить гражданам устройства за 40 тысяч рублей. Но возможно, что это только начало роста цен и спекулятивный рост цен будет продолжаться.
«На этой неделе на рейд Владивостока придет несколько паромов, на борту каждого из них будет около 400 машин, – рассказывают в аккредитованных лабораториях, выдающих СБКТС. – Эти машины уже зависают. В декабре таких судов может быть около десяти, а значит, тысячи граждан окажутся заложниками и будут вынуждены каким-то образом добиваться, чтобы процесс оформления машин был восстановлен».
Отметим, что ранее правительство обещало жителям Дальнего Востока предоставить возможность и в 2021 году оформлять японские автомобили без обязательной установки «кнопки» ГЛОНАСС. Заместитель председателя правительства РФ – полномочный представитель президента РФ в ДФО Юрий Трутнев заверял общественность, что правительство России совместно с заинтересованными государственными органами исполнительной власти прорабатывает вопрос о продлении временного порядка ввоза на территорию России бывших в употреблении транспортных средств жителями Дальневосточного федерального округа для собственных нужд без установки на него аппаратуры вызова экстренных служб системы «ЭРА-ГЛОНАСС».
Полпред отмечал, что к нему поступают обращения от граждан и общественных организаций автомобилистов с просьбой продлить временный порядок ввоза на территорию страны подержанных праворульных автомобилей жителями ДФО для собственных нужд. «На Дальнем Востоке использование праворульных импортных автомобилей получило достаточно широкое распространение. Пролонгация временных правил ввоза таких машин важна для дальневосточников. Об этом говорят поступающие каждый день обращения граждан. В связи с этим на уровне правительства России прорабатывается вопрос о продлении срока временных правил, принятых год назад», – отмечал Юрий Трутнев.
Но, видимо, проработка вопроса не синхронизировалась с интересами рядовых жителей. Поэтому не стоит удивляться, что жители регионов заявляют, что о комфортном проживании на Дальнем Востоке уже не приходится говорить.
«Забрав у нас льготу, чиновники в Москве показали отношение к нам и нашим проблемам, – рассказывает житель Владивостока Юрий Морозов. – Все ограничения на ввоз правого руля, и только часть действий правительства в отношении населения, проживающего на окраинах страны. Оно нас не слышит и не думает о том, как мы здесь выживаем. Так, несмотря на введение ЧС местными властями через сутки после страшного ледяного шторма, правительство России только на четвертые сутки отреагировало на то, что десятки тысяч людей замерзали без воды и света. Таких примеров много. Падающие мосты, дорогие продукты питания, невозможность получить качественную медицинскую помощь. При этом, когда власти нужно, она дает небольшую поблажку. Перед выборами 2018 года вопрос с отменой ГЛОНАСС был решен за неделю. Теперь общественность просит уже несколько месяцев решить вопрос, причем не только дать льготу, а и вовсе отменить эти дополнительные поборы. Но ответа нет».
Такое невнимание правительства к проблемам дальневосточных регионов не оставляет жителям надежды, что их уровень проживания сравняется с уровнем проживания в регионах Центральной России. Так, в регионах не решена проблема доступности медицинской помощи для инфицированных COID-19. Регионам не хватает лекарств и коечного фонда для госпитализации заболевших.
Безусловно, что местные власти прилагают все усилия для стабилизации и нормализации обстановки. Однако их полномочия ограничены, и часть решений должны приниматься на федеральном уровне. Правда, эти решения пока не в интересах граждан. Так, по информации РИА «Новости», с 1 января 2021 года в России снова вырастет утилизационный сбор на все автомобили, включая спецтехнику. Повышение планируется очень существенным – 25–30% относительно действующих ставок. Таким образом, если федеральный центр не пересмотрит свои планы в отношении Дальнего Востока, повышение цен на правый руль будет очень большим, что сделает приобретение автомобилей в Японии недоступным для большинства тех, кто еще не покинул регион в поисках лучшей жизни.