Депутат Заксобрания Приморья, член комитета по продовольственной политике и природопользованию Александр Петухов рассказал PRIMPRESS, в чем важность федерального закона о внесении изменений в Лесной кодекс страны.
Документ, разработанный сенаторами Юрием Воробьевым, Алексеем Майоровым, Людмилой Талабаевой, Татьяной Гигель и депутатами Госдумы, внесен на рассмотрение российского парламента 12 ноября и предусматривает значительные изменения в законодательстве, прежде всего в Лесном кодексе.
Законопроект «О внесении изменений в Лесной кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ в части совершенствования отношений, связанных с оборотом древесины» направлен на декриминализацию лесной отрасли и подготовлен в соответствии с постановлением Совета Федерации «О мерах по совершенствованию государственной политики в сфере лесного хозяйства» во исполнение поручений президента по итогам состоявшегося 29 сентября 2020 года совещания по вопросам развития и декриминализации лесного комплекса.
Информация о лесных ресурсах нашей страны, в особенности об их использовании, по-прежнему является во многом закрытой для населения, для заинтересованного бизнеса, для экспертного сообщества. Все это порождает коррупционную составляющую, что в свою очередь снижает эффективность развития лесной отрасли. В целях обеспечения прослеживаемости оборота древесины и сделок с ней требуется модернизация системы ЛесЕГАИС, в частности, создание открытого цифрового геоинформационного ресурса – Федеральной государственной информационной системы лесного комплекса. Таким образом, прозрачной станет процедура прохождения древесины от стадии рубки до получения продукции переработки древесины и вывоза ее за пределы Российской Федерации, оформление в электронной форме сопроводительных документов.
«Законопроект важен для Приморского края, где лесная отрасль занимает значительное место, – указал Александр Петухов. – Идет борьба с браконьерами, бюджет недополучает налоговые поступления, потому что значительная часть леса заготавливается и продается нелегально. Нововведения позволят повысить эффективность лесного комплекса. Законопроектом предусмотрено формирование разрешительных и отчетных документов по использованию лесов в электронном виде в единой государственной информационной системе учета древесины и сделок с ней; блокировка перевозки либо сделок с древесиной в случае выявления недостоверной информации по объему заготовки древесины, ее видовом и сортиментном составе; введение электронной формы сопроводительного документа на перевозку древесины с регистрацией его в единой государственной информационной системе учета древесины и сделок с ней; регистрация в единой государственной информационной системе учета древесины и сделок с ней лесных складов, объектов переработки древесины; заключение договоров по использованию лесов с рубками лесных насаждений, учет древесины. Совершение сделок с древесиной предполагается только в электронном виде в единой государственной информационной системе учета древесины. Будет создана единая система федерального государственного надзора в сфере перевозки древесины, выгрузки, погрузки, переработки и хранения древесины, учета древесины и сделок с ней».
Предлагается также в целях пресечения деятельности по незаконной заготовке древесины ввести запрет нахождения в лесу граждан с машинами или оборудованием, предназначенным для заготовки и вывозки древесины, без разрешительных документов.
Российская Федерация является одной из наиболее обеспеченных лесными ресурсами стран в мире. На территории РФ расположено 20% всех лесов планеты – 1,2 млрд гектаров с общим запасом спелых и перестойных древостоев 44,8 млрд куб. м, в том числе 33,2 млрд куб. м сосредоточенно в наиболее ценных хвойных лесах. Ежегодно возможно заготавливать порядка 730 млн куб. м древесины. Вместе с тем, по экспертным оценкам, РФ отстает от зарубежных стран с близкими характеристиками лесных ресурсов по эффективности их использования. По разным оценкам, объем нелегальной заготовки древесины составляет 10-35% от объема легальной заготовки древесины.