В среду, 11 ноября, в правительстве Приморского края обсудили подготовку дорог к зимнему сезону. Какие мероприятия уже были проведены, а какие планируется закончить, рассказал генеральный директор АО «Примавтодор» Алексей Ширшов. В ходе дискуссии на тему подготовки автодорог к первому снегу особое внимание было уделено безопасности дорожного движения. Таким образом, Алексей Ширшов отметил основные задачи, связанные с предотвращением аварийных ситуаций в крае. Были озвучены наиболее опасные участки дорог, на которых ведутся работы, направленные на предотвращение гололедов и снегообразования. Готовность приморских дорог к зиме оценил корреспондент PRIMPRESS.
- Алексей Николаевич, расскажите, пожалуйста, насколько на сегодняшний день дороги Приморья готовы к зиме? Есть ли какие-то этапы подготовки?
– Подготовку к зиме я бы разделил на несколько этапов: это заготовка противогололедных материалов (песчано-соляная смесь и реагент «Бионорд», к примеру), подготовка техники к работе, подготовка отапливаемых боксов, замена резины. То есть мы определяем два важных элемента: наличие материалов и наличие готовой техники. Соответственно, у нас на эти два месяца предусмотрено почти 4,5 тысячи тонн соли по нормативам, из которой тысяча уже находится на базах, а остальные 3,5 тысячи отгружаются или уже в пути. К концу ноября в крае реагентами будут снабжены уже все муниципалитеты. В части техники у нас уже готово 170 комбинированных дорожных машин, 90 автогрейдеров, 70 тракторов, 40 погрузчиков, которые будут участвовать в уборке снега. В целом мы уже почти полностью готовы.
- С какими трудностями вы столкнулись при подготовке дорог к зиме? Есть ли что-то, что еще не доработано?
– Я бы не сказал, что мы столкнулись с какими-либо проблемами в техническом исполнении. Единственной проблемой, быть может, все еще осталась финансовая составляющая. Необходимо было из тех финансовых ресурсов, которые у нас имелись на летний период содержания, предусмотреть денежные средства на зиму. В первую очередь они были затрачены на замену резины и закупку реагентов. Хочу сказать, что эти проблемы не столь существенные.
- Как много сил задействовано по краю для устранения дорожно-аварийных ситуаций, в частности содержания дорог?
– Если мы говорим о дорожных работах по расчистке снега, устранении скользкости и наката, то на сегодняшний день полностью все 6 677 км дорог края обслуживает АО «Примавтодор». Другие же компании обслуживают именно муниципальные дороги. Так, во Владивостоке этим занимается предприятие «Содержание городских территорий», в Уссурийске – предприятие тепловых сетей, у которых есть подразделение по содержанию дорог. То есть каждый муниципалитет имеет свои подразделения по контролю дорожной ситуации и ее обеспечению. Что касается содержания дорог по краю, то все эти дороги обслуживаем мы. На федеральной дороге Хабаровск – Владивосток работает несколько подрядных организаций. Требования, в принципе, для всех одни. Согласно приказу Минтранса, все подрядные организации должны иметь необходимый запас противогололедных материалов в полном объеме, соответственно, должна быть готова и техника, и персонал, который будет заниматься расчисткой снега.
- На какие участки дорог будет делаться упор этой зимой? Имеются в виду наиболее опасные в зимний период районы.
– За историю многолетних наблюдений мы знаем, конечно же, те участки, где снега выпадает очень много. Наиболее опасными участками мы считаем те районы края, где случаются частые перепады температур из плюса в минус. Это в основном юг Приморья, где, как правило, часто появляется гололед, с которым справиться гораздо сложнее, чем со снегом. Если говорить о превентивных мероприятиях, то при прогнозировании значительных осадков в некоторых районах мы заранее выставляем технику на опасных участках, как правило, на перевалах.
- Если возвращаться к итогам прошедшего дорожно-ремонтного сезона, все ли готово? В частности, готовы ли к зиме три участка на трассе Раздольное - Хасан? Как отмечалось ранее, работы должны были быть завершены к 1 ноября.
– Что касается этих участков, они ремонтировались по нацпроекту «Безопасные и качественные автомобильные дороги», их общая протяженность – 7,5 км. Все работы, касающиеся укладки асфальтобетона, закончены. Сейчас там ведутся работы по отсыпке обочин и устройству барьерного ограждения. В целом следует отметить, что этот год был весьма плодотворен в плане дорожно-ремонтных работ. По решению губернатора на дорожные работы было направлено дополнительное финансирование, да и планов на этот год было сформировано гораздо больше. Более того, все эти планы осуществляются с опережением. Вместе с основными работами нам удалось отремонтировать те участки дорог, по которым периодически поступали жалобы от жителей края. К примеру, контрактом был предусмотрен ямочный ремонт объемом в 150 тыс. кв. метров, однако фактически мы выполнили работы на все 200 тысяч.
- Что касается уборки снега, определены ли уже участки, куда он будет свозиться? При дорожных работах обычно возникала масса сложностей по его утилизации, что серьезно мешало движению автотранспорта.
– Краевые дороги предназначены для связи между муниципалитетами. В связи с этим у нас не так много работ по уборке снега в черте населенных пунктов – в основном это Артем, Уссурийск, Дальнегорск. Если администрация города предусматривает для складирования снега эти площадки в соответствии с законодательством, мы обычно используем их. Но у нас есть отработанные карьеры, куда мы обычно свозим снег, который убираем с городских улиц. Что касается краевых дорог вне населенных пунктов, то в данном случае снег сбрасывается в кюветы, тем самым не препятствуя дорожному движению.
- Какие мероприятия, помимо отсыпки дорог, будут еще проводиться в зимний период?
– У нас имеются переходные контракты, которыми мы занимаемся и в зимний период. Это именно те работы, на которые температурный режим не влияет. В частности, сейчас мы ведем работы на пятикилометровом участке дороге от Рудной Пристани до Тернея – на перевале «Китовое ребро». Эти работы мы начали осенью и будем работать там в течение всей зимы. Помимо прочего, существуют такие типы работ, которые целесообразнее всего делать именно в зимний период. Сюда относятся работы на гравийных дорогах, а также работы по монтажу и ремонту водопропускных труб, строительство мостов.
- Есть ли проблемы с кадрами у «Примавтодора»? Кто будет заниматься дорожными работами в зимний период? Достаточно ли рабочей силы?
– Основная проблема у нас сейчас с рабочими специальностями – именно теми людьми, кто работает на дорогах: это дорожные рабочие, водители, мастера и прорабы. В свое время такие профессии стали непопулярными, и мы столкнулись с их дефицитом. Все вакансии у нас размещены на сайте, предлагаем все гарантии и полный соцпакет. Что касается иностранной рабочей силы, ее мы не привлекаем.
- Есть ли какие-то советы нашим автомобилистам? Когда, по-вашему, уже пора менять резину?
– Думаю, любой автомобилист должен знать, что резину стоит менять уже с наступлением нулевых, а уж тем более отрицательных температур. Нужно учитывать, что структура у летней резины иная, зимняя резина более мягкая и пластичная, соответственно, при заморозках качество сцепления с дорогой у нее гораздо лучше.
- Что касается недавно прошедших осадков на севере края. Проверили ли они на прочность подготовку к предстоящей зиме? Как вы считаете, справились ли сотрудники дорожных работ с первым снегом?
– Я считаю, что справились. Снегопад затронул Анучинский район, Арсеньев, Яковлевский, Спасский, Чугуевский районы и Кавалерово. В Красноармейском и Пожарском районах снег уже лежит давно. Сначала снег был небольшой. Днем 8 ноябре все дороги были расчищены, но к вечеру опять пошел снег, поэтому работали и ночью. Есть отдельные сложные участки дорог, где необходимо работать более интенсивно. В основном это северные склоны, где основная часть дороги находится в тени и реагент работает менее эффективно.
- На сколько процентов в целом вы оцениваете готовность к зимнему сезону?
– Я считаю, что дорожная безопасность в этом году будет обеспечена в полной мере. Конечно, нельзя сказать, что готовность у нас 100% – как правило, так не бывает. Но на 95% мы точно готовы. Все реагенты на базах в наличии, техника исправна. Надо понимать, что 95% – это число условное. Общую готовность мы сможем оценить после первых серьезных снегопадов. И оценивать нашу готовность будем не мы, а жители Приморского края.