В конце сентября распоряжением председателя правительства России Михаила Мишустина утверждена «Национальная программа социально-экономического развития Дальнего Востока на период до 2024 г. и на перспективу до 2035 г.». В недалеком будущем данный документ должен серьезно отразиться на жизни каждого жителя Приморья.
При участии дальневосточников
127-страничная программа выпущена во исполнение Указа Президента РФ № 427 «О мерах по социально-экономическому развитию Дальнего Востока», где Владимир Путин указал на необходимость обеспечения темпов экономического роста и показателей экономического развития ДФО, превышающих среднее значение по стране.
Как считает правительство, реализация этой цели возможна за счет «значительного наращивания частных инвестиций в новые производства с высокой добавленной стоимостью, модернизацию предприятий обрабатывающей промышленности, транспортный и строительный комплекс макрорегиона». При этом госинвестиции должны направляться в «магистральную, трансграничную, обеспечивающую и социальную инфраструктуры за счет значительного наращивания несырьевого экспорта и повышения производительности труда».
«Национальная программа развития Дальнего Востока разработана при непосредственном участии дальневосточников, – отметил вице-премьер – полпред президента в ДФО Юрий Трутнев. – Лучшие из поступивших них 16 518 предложений вошли в программу. Всего в создании документа приняло участие около 230 тыс. россиян. Были пересмотрены в сторону внимания к Дальнему Востоку национальные проекты, определено, какие мероприятия проведет каждое министерство. Создан масштабный документ, цель которого – сделать так, чтобы жизнь на Дальнем Востоке стала лучше».
Реализовать программу планируется в три этапа: 2020–2024, 2025–2030, 2031–2035 гг. По каждому утвердят план мероприятий. В каждом из 11 регионов ДФО предусмотрено создание новых туристических кластеров. Акцент сделан на строительстве новых школ, детских садов, больниц и объектов культуры.
«Главный принцип, который применен в национальной программе, – это доступность, – отмечает глава Минвостокразвития Александр Козлов. – Например, по здравоохранению. В поселении, где живет до тысячи человек, должен быть ФАП. А в населенном пункте до двух тысяч – уже и ФАП, и отделение общей врачебной практики, и доступность не более двух недель к специализированной помощи, например к врачу-онкологу. По такому принципу сформированы все категории населенных пунктов по отраслям. Всего на Дальнем Востоке 1834 населенных пункта. Из них в 1614 живет менее 5 тыс. человек. Обеспечив людей, согласно критериям, всем необходимым, мы добьемся решения целей указа президента».
Как отмечают эксперты, регионам Дальнего Востока поставлены амбициозные задачи. На период до 2024 г. включительно: превышение среднероссийских темпов роста показателей качества жизни, в том числе по таким основным направлениям, как повышение ожидаемой продолжительности жизни не менее чем на пять лет, снижение смертности населения трудоспособного возраста не менее чем на 35%, увеличение годового объема жилищного строительства в 1,6 раза. Запланировано превышение среднероссийских темпов роста показателей экономического развития, в том числе за счет увеличения объема накопленных частных инвестиций до 800 млрд руб., создание не менее 200 предприятий в ТОРах и свободном порту Владивосток, а также не менее 30 тыс. новых рабочих мест. На период до 2035 г. в планах – прекращение миграционного оттока населения; превышение среднероссийских показателей качества жизни населения и экономического развития.
Аргументы и факты
При анализе состояния каждого из 11 дальневосточных регионов авторы программы перечисляли как его естественные, географические, демографические преимущества, так и факторы, сдерживающие развитие.
По мнению авторов программы, на экономике Приморского края плохо сказывается недостаточная пропускная способность Транссиба. На качестве жизни приморцев негативно отражаются низкая доступность первичной медсанпомощи; высокий износ коммунальной инфраструктуры и медоборудования; большая площадь жилфонда, непригодного для проживания; высокая доля образовательных организаций в аварийном состоянии или требующих капремонта.
Отставание в экономике планируется восполнить строительством новых крупных промышленных и агропромышленных предприятий; развитием морских портов, туристического кластера; созданием новых научно-образовательных комплексов. В области инфраструктуры будет продолжаться линия вложения в четырех ТОСЭР; улично-дорожную сеть Владивостока и 14 других населенных пунктов, а также 3,4 тыс. км региональных дорог приведут в нормативное состояние.
Планируется реализовать ранее задуманные крупные дорожные проекты: ВКАД, трассу Владивосток – порт Восточный (она станет федеральной), мост на Русский через остров Елена и т. д. Будет проведена модернизация Артемовской ТЭЦ-2 и Владивостокской ТЭЦ-2, реконструкция четырех аэропортов (Пограничный, Арсеньев, Камень-Рыболов, Ласточка). В области социального развития в 2020–2024 гг. запланировано строительство или реконструкция 63 медицинских организаций, капитальный ремонт еще 75.
В больницы будет закупаться современное медоборудование, передвижные медицинские комплексы и т. д. Запланированы: строительство 20 детских садов; капитальный ремонт 28 школ и 46 профессиональных образовательных организаций; строительство второй очереди кампуса ДВФУ; реконструкция, капремонт 34 учреждений культуры и образовательных учреждений в сфере культуры; различные мероприятия по поддержке творческой деятельности. Пройдет строительство (реконструкция) 18 спортивных сооружений, капитальный ремонт и оснащение спортивным оборудованием 14 спортсооружений. Будет субсидироваться участие региональных спортивных сборных в 202 межрегиональных и всероссийских соревнованиях. Единовременные выплаты получат прибывшие на работу в небольшие населенные пункты (до 50 тысяч человек) работники культуры, физкультуры и спорта.
Планируется полное расселение аварийного жилфонда на 96 тыс. кв. м, увеличение годового объема жилищного строительства до 1 млн кв. м. Также в программе указано на необходимость увеличить численность сотрудников подразделений МВД в Приморье на 546 человек, в том числе 100 участковых.
С 2025 г. продолжатся реконструкция и ремонт больниц и ФАПов, спортсооружений, закупка медтехники; автопарк скорой помощи запланировано обновить на 207 единиц.
Значительная часть мероприятий программы в Приморье в части строительства и реконструкции объектов социальной инфраструктуры осуществляется на средства ОАО «РЖД».
«В состав национальной программы вошли ключевые для Приморского края проекты в сфере развития экономики и инфраструктуры, – отмечает заместитель министра экономического развития Приморского края Сергей Дмитриенко. – Расширение транспортного узла Восточный – Находка и международных транспортных коридоров «Приморье-1» и «Приморье-2», будут построены и модернизированы ТЭЦ. Для надежного газоснабжения потребителей края будет выведен на проектную мощность магистральный газопровод Сахалин – Хабаровск – Владивосток (увеличена производительность газопровода в 2021 г. на 4,01 млрд куб. м в год). До 2024 г. завершится строительство (обустройство) пунктов пропуска через государственную границу: морские пункты пропуска «Находка» и «Восточный»; железнодорожный «Пограничный»; автомобильные «Марково», «Краскино», «Турий Рог», «Полтавка» и «Пограничный». Обустройство позволит увеличить их пропускную способность в два раза. Для развития малого и среднего предпринимательства на Дальнем Востоке будет реализован комплекс мер как в виде государственной поддержки, так и через снижение административного давления. Программой планируется формирование научно-технологической экосистемы, важнейшим элементом которой станет инновационный научно-технологический центр «Русский». Кроме того, в крае будут реализовываться проекты развития всей социальной сферы: здравоохранения, образования, культуры и спорта».
Гектары не забыты
В целом на Дальнем Востоке планируется обеспечить инфраструктурой 25 агломераций «дальневосточных гектаров» (в том числе четыре в Приморье). Основываясь на оценке от субъектов ДФО, в Агентстве по развитию человеческого капитала на Дальнем Востоке и в Арктике подсчитали, что стоимость строительства инфраструктуры должна составить около 7,6 млрд руб.
«Места наибольшего притяжения участников программы «Дальневосточный гектар», так называемые агломерации участков, будут обеспечиваться инфраструктурой, – отмечает генеральный директор АРЧК Сергей Ховрат. – Новые дороги и линии электропередачи появятся именно там, где они востребованы, где люди взяли землю и реализуют свои проекты. Ключевой принцип национальной программы в части развития инфраструктуры – это ориентир на выбор людей. Планируется, что на федеральный бюджет будет возложено финансирование от 90 до 100% затрат».