Многим уже известно о такой мере поддержки людей с ограниченными возможностями, как социальное такси. Так приморские власти компенсируют стоимость поездок на определенную сумму в рамках реализации государственной программы «Социальная поддержка населения Приморского края». Мера поддержки действует при передвижениях по всем городам Приморского края. Появилась она не так давно – весной этого года. С тех пор в Приморье ею воспользовалось уже около 236 человек, которые совершили более 1,5 тысячи поездок, сообщает PRIMPRESS.
На повестке дня рассматривается вопрос о расширении маршрутов, предусмотренных в рамках данной услуги. Сейчас граждане с ограниченными возможностями могут отправиться за счет бюджета в медицинские учреждения и учреждения медико-социальной экспертизы, социальные организации, на авто- и железнодорожные вокзалы, станции и в аэропорт. На совещании, прошедшем недавно в министерстве труда и социальной политики края, в список предложили добавить также культурные учреждения и оздоровительные организации.
Чтобы рассчитать потребности пользователей социального такси, министром труда и социальной политики края Светланой Красицкой было предложено провести опрос, а окончательный вариант согласовать с представителями общественных организаций инвалидов Приморья. Таким образом, основные маршруты будут составлены исходя из основных потребностей потенциальных пользователей данной услуги.
Одна из самых острых проблем пациентов Приморского края – это доставка на процедуры и обратно. Многие процедуры пройти в регионе можно не везде, поэтому часто приходится ехать в крупные города. Одна из таких процедур – гемодиализ. Проблема с регулярной транспортировкой пациентов здесь решается довольно тяжело.
Эльвира Мавшенко, руководитель регионального отделения организации «НЕФРО-ЛИГА», поделилась своим мнением на этот счет:
«Большинство пациентов, находящихся на диализе, – это инвалиды первой и второй групп, они имеют все федеральные и региональные льготы. С приходом Олега Кожемяко в нашем регионе ситуация с социальными поддержками в разы улучшилась. Пациентам, вынужденным добираться междугородними автобусами от места жительства до проведения диализа, финансируется 100%-ный проезд на автобусе. Ранее компенсировали лишь 50%. Вместе с тем принят закон о найме жилья, который компенсирует арендную плату тем пациентам, у которых нет доступа к диализным центрам в их городах. Во Владивостоке размер компенсации за аренду составляет 15 тыс. руб., по краю – 10 тыс.руб. Что касается социального такси для диализников, это выплата не покрывает полную сумму расходов на проезд. 10 000 рублей в год в соотношении с ценами на такси в Приморье, расстояниями и количеством поездок – это довольно мало».
И если с инвалидами, которые могут себе позволить передвигаться на общественном транспорте, вопрос более-менее решен, то что насчет колясочников, чья основная проблема на сегодняшний день – абсолютная беспомощность в передвижении по городу. Речь идет и о городской среде, не везде предусматривающей безопасное передвижение на коляске, и об общественном транспорте, в который попасть просто так почти невозможно. Казалось бы, социальное такси должно послужить ощутимой поддержкой для них, но, как оказалось, это пока не совсем так. Своим мнением на этот счет поделился руководитель общественной организации инвалидов-спинальников «Ковчег» Артем Моисеенко:
«Количество инвалидов в Приморье составляет примерно 1% – это около 600 тыс. человек по всему краю. 236 человек – это слишком маленький процент пользующихся данной услугой. Из этого следует вывод, что далеко не все знают о ней. Услуга эта представляет из себя приложение AltoCar, чей оператор базируется в Казани, и похоже оно на «Яндекс Такси», которое не предусматривает никакой поддержки маломобильных людей. Что касается колясочников – ситуация достаточно мрачная. Основной сложностью является невозможность самостоятельно спуститься к такси, а также погрузить коляску в машину. Для таких целей нужна не просто помощь доп. лица, но и место в машине. Услуга крупногабаритных машин с подъемниками стоит в разы дороже. Так, например услуга подобного такси, предоставляемого федеральной службой «Забота» стоит 12 тыс. руб. за одну поездку туда и обратно. Что касаемо обычного такси, которе выделяют для перевозок всех групп инвалидов, суммы, выделяемой на поездки попросту недостаточно. Не все водители готовы протянуть руку помощи при погрузке в транспорт. Более того, нам самостоятельно приходится проделывать маршрут от дома до машины и обратно. Порой это бывает достаточно проблематично. Поэтому считаю, что обычная услуга такси недостаточна».
В последнем случае хорошим решением было бы организовать какую-то дополнительную поддержку при транспортировке колясочников. Что касается маршрутов, по мнению Артема, лучше всего было бы оставить право за пассажиром решать, куда он может поехать на выделенную сумму. Во-первых, не всякий инвалид отсиживается дома в ожидании поездки на процедуры. Во-вторых, кто-то вместо поездки в санаторий выберет маршрут на дачу или в театр. В таком случае почему бы не оставить за инвалидами свободу распоряжаться поездками?