Президент Владимир Путин поручил правительственной комиссии по бюджетным проектировкам на очередной финансовый год и плановый период рассмотреть возможность включения в федеральную программу «Развитие транспортной системы» финансирование автодороги Владивосток – Находка – порт Восточный на десятилетний период.
Автотрасса Владивосток – Находка – порт Восточный является частью международного транспортного коридора «Приморье-1». По расчетам правительства края, интенсивность движения на дороге Владивосток – Находка – порт Восточный к 2033 г. может составить 30 тыс. автомобилей в сутки. Дорога пройдет в обход нескольких населенных пунктов, что снизит транспортную нагрузку и будет приносить в доход федерального бюджета миллиарды рублей за счет обеспечения потоков транзитных, причем речь идет не только о перевозке грузов.
В настоящее время в целом оборот транспортного комплекса, завязанного на автотрассу, составляет примерно 5 трлн руб. С учетом ввода в эксплуатацию таких предприятий, как порт «Вера», порт Суходол, Находкинский завод минеральных удобрений, или выхода на полную мощность ССК «Звезда» отрасль начнет зарабатывать не менее 7,5 трлн руб.
Это реальные деньги. Затраты на строительство новой дороги первой категории, которую необходимо построить, для того чтобы развязать этот транспортный узел и дать возможность выхода в АТР без каких-либо сложностей, составят всего 5,5% от доходной части на десять лет, уже оценили эксперты.
Первый участок новой трассы был открыт в августе 2016 г. Четырехполосный участок протяженностью 13,5 км в обход Артема выполнен из долговечного цементобетонного покрытия с допустимой нагрузкой 11,5 т на ось.
В настоящее время ООО «Трансстроймеханизация» ведет работы по реализации второго этапа строительства дороги до порта Восточного – участок от Артема до Царевки протяженностью 25 км, его планируется сдать в 2021 г. На данном отрезке предусмотрены три транспортные развязки – в районе бухты Муравьиной, поселков Шкотово и Царевка, а также 28 мостов и путепроводов общей длиной 3,7 км, в том числе эстакады длиной более километра.
Далее начнется строительство дороги протяженностью 104,5 км, потребуется 308,7 млрд руб. Отрезок планируют построить до 2030 г. с разбивкой в три этапа на участке км 43+474 – км 146+197. Федеральным дорожным агентством уже направлены предложения для формирования федерального закона о федеральном бюджете на 2021 г. и на плановый период 2022 и 2023 гг. о выделении дополнительных бюджетных ассигнований Приморью. Ожидается, что здесь будет построено 100 искусственных сооружений общей протяженностью более 20 км с учетом двух тоннелей и восьми транспортных развязок.
Международные транспортные коридоры «Приморье-1» и «Приморье-2» обеспечивают выход грузам северо-восточных провинций Китая к незамерзающим морским портам и позволяют сократить транспортное плечо перевозок на 250–400 км, говорит Александр Абрамов, директор Дальневосточного центра экономического развития и интеграции России в АТР: «Долгое время МТК «Приморье-1» и «Приморье-2» были не оформленными целостными проектами, а совокупностью множества инвестиционных проектов, направленных на обеспечение провоза и перевалки транзитных грузов. На их развитие смотрели как на наши региональные, в лучшем случае национальные инициативы, а в потенциальных грузоотправителях видели лишь внешних пользователей, которые почему-то никак не соглашаются на переориентацию грузопотоков через российскую территорию. Теперь есть политическое решение, реализация которого позволит в будущем в разы повысить экономическую стабильность региона».
Кроме того, как считают эксперты, наличие этой трассы даст возможность и для сухого порта артемовской зоны быстро переправлять грузы и будет служить людям, потому что она проходит через населенные пункты и удобна для передвижения муниципальным транспортом. А это уже будет абсолютно другое качество жизни.