Режим самоизоляции из-за пандемии коронавируса, который в России длится с конца марта, а закончится в некоторых регионах не раньше 1 июня, стал золотым временем для онлайн-магазинов и сервисов доставки, пишет PRIMPRESS со ссылкой на деловой еженедельник «Конкурент».
Причем в онлайн-магазинах растет спрос даже на продовольственные товары, несмотря на то, что продуктовые магазины продолжили работу. По словам директора интернет-супермаркета «Довольный слон», спрос на доставку продуктов в последнее время увеличился примерно на 80-100%. Ходить в ближайший магазин не запрещено даже в условиях строгой самоизоляции, но наиболее ответственные граждане предпочитают доставку. Некоторые даже не выходят встречать курьера: заказ им оставляют под дверью при безналичном расчете.
Самая радужная ситуация – у магазинов техники и электроники. Для организации дистанционной работы и учебы людям требуются новые, более современные гаджеты. И для досуга новая техника нужна – народ сметает игровые приставки, джойстики, широкоэкранные телевизоры, более мощные ноутбуки. Общие онлайн-продажи группы «М.Видео – Эльдорадо» выросли на 80% год к году, составив 46,7% от общих продаж компании. В апреле на онлайн-канал пришлось около 90% продаж, а посещаемость онлайн-площадок магазинов сети увеличилась вдвое.
В «М.Видео – Эльдорадо» покупатели чаще заказывают технику для домашнего офиса, товары для гейминга и крупную бытовую технику. Среди покупателей DNS наибольшим спросом пользуются телевизоры и ноутбуки. А вот спрос на мобильную электронику в сети DNS упал: люди реже выходят на улицу, а дома смотреть контент удобнее все-таки с больших экранов.
Растут продажи товаров для хобби и фитнеса: не всех перевели на дистанционную работу, для кого-то нерабочий апрель и нерабочий май действительно стали нерабочими. В частности, в дальневосточных и сибирских регионах средний чек в Ozon вырос на 40%. В апреле продажи товаров для хобби и творчества выросли на 86%, продажи товаров для ремонта – на 261%, а для фитнеса в домашних условиях – в четыре раза. Сибиряки и дальневосточники добавляют в корзину 4-5 товаров за заказ, отдают за каждый заказ в среднем 4439 рублей. Причем в заказе обычно оказываются товары из разных категорий.
Изменились и предпочтения россиян в части способа получения заказа. Меньшей популярностью стали пользоваться точки самовывоза и постаматы, а у некоторых компаний количество таких точек и вовсе сократилось. Но значительно прибавилось работы курьерам (по данным «Сберлогистики», курьерской доставкой покупатели стали пользоваться в четыре раза чаще по сравнению с началом 2020 года). Популярность точек самовывоза сохраняется в небольших городах, и покупатели предпочитают забирать самостоятельно мелкие товары.
На рынок доставки выходят даже службы такси: пассажиров у таксистов стало гораздо меньше, так что они берутся за доставку заказов и исполнение поручений. Некоторые службы такси стали предлагать перевозки не только посылок, но и габаритных тяжелых грузов с услугами грузчиков. Таким образом наладила доставку, например, группа «М.Видео – Эльдорадо».
Эксперты уверены: рост популярности онлайн-магазинов приведет к тому, что практически все фирмы обновят свои сайты, добавив туда возможность заказа товаров и услуг или серьезно обновив эту опцию. Специалисты даже рассматривают вероятность того, что офлайн-магазины будут закрываться и уступать место компактным складам и точкам самовывоза. В любом случае те фирмы и предприниматели, которые будут работать по-старому, скоро уйдут с рынка. Психология потребителя уже достаточно изменилась, а возможность самовывоза или курьерской доставки стала чем-то не просто обыденным, а самим собой разумеющимся.