Сделки на тендерной основе представляют собой контракты, заключенные между государственными предприятиями-заказчиками и организациями любых форм собственности, победившими в конкурсе по предоставлению работ, товаров или услуг.
Предприниматели, участвовавшие в тендерных аукционах, хорошо знают, что подобные мероприятия невозможно представить без коррупционной составляющей. Практически все крупные компании для победы в тендере вынуждены были давать взятки ответственным за организацию конкурса лицам. В рамках борьбы с коррупцией и с целью регламентировать порядок проведения тендеров, устраиваемых госпредприятиями, правительство приняло Федеральный Закон № 44 от 05.04.2013 года.
Влияние Федерального Закона № 44 на рынок тендеров
Победа в тендере, организованном госпредприятием, – это знаковое событие для любой компании, свидетельствующее о переходе на новый уровень ведения бизнеса. Порядок проведения тендеров регламентирован ФЗ № 44. Его нормы и положения необходимо знать каждому участнику конкурса.
Несмотря на принятие в 2013 году закона регламентирующего проведение госзакупок на основе конкурса, уровень коррупции в этой сфере существенно не уменьшился. До сих пор нередки случаи недобросовестности среди чиновников, проводящих финансовые тендеры на получение займов и кредитных средств. Если на федеральном уровне правительству удается препятствовать работе коррупционных схем, то на региональном уровне очевидных успехов, в силу недостаточного контроля из центра, пока нет. Компании, пытающиеся участвовать в региональных тендерах честно, скорее всего, потратят время зря.
Предприятиям, решившим участвовать в тендере, необходимо заранее определить есть ли в запланированном конкурсе коррупционная составляющая. Несмотря на кажущуюся сложность поставленной задачи, она выполнима. Большая часть нечистых на руку чиновников уверена в собственной безопасности и уже давно не придумывает хитроумных схем, предпочитая «работать» напрямую.
Заведомо невыполнимые требования в тендере
Чаще всего для победы своей компании в пакет тендерной документации вносят ряд требований, которые сразу отсеивают потенциальных конкурентов. Подобные требования могут касаться ограничения сроков выполнения работ или услуг по контракту, наличия спецтехники или специальной лицензии. Единственно возможный победитель такого конкурса – это фирма, под которую создавалась тендерная документация.
Преднамеренная утечка информации
Вторая по распространенности коррупционная схема при проведении тендеров – предоставление заинтересованным лицам закрытой информации. В случае если конкуренты в своей заявке предлагают более быстрые сроки выполнения контракта или более низкую цену – чиновник передает информацию своей компании. Скорректировав свою заявку, нужная компания побеждает, не оставляя шансов другим участникам.