Торжественная церемония спуска на воду головного судна для Русской рыбопромышленной компании состоялась на Адмиралтейских верфях в Санкт-Петербурге в конце марта. Супертраулер «Капитан Вдовиченко» является одним из серии судов, которые строятся на Адмиралтейских верфях для РРПК.
Заказ на строительство на отечественных судостроительных верфях из числа всех рыбопромышленных компаний РРПК сделала первой за всю историю современной России. Инвестиции заказа составили более 65 миллиардов рублей.
Судно «Капитан Вдовиченко», как и девять строящихся траулеров РРПК, является на сегодняшний момент самым крупным и технологически оснащенным российским рыбопромысловым судном. Новое поколение судов, строящихся сейчас на Адмиралтейских верфях, будет обладать повышенным ледовым классом и более эффективной производительностью. Серийные суда смогут ежегодно добывать свыше 60 тысяч тонн рыбы. Эта цифра в 2,5 раза выше производительности судов, составляющих сегодня основу рыбопромыслового флота на Дальнем Востоке РФ.
Особенностями нового флота станут значительно увеличенные производственные мощности, максимальная безопасность, высокая экологичность и улучшенные условия труда и отдыха экипажей. Суда будут оборудованы современной фабрикой, способной осуществлять глубокую безотходную переработку всего улова в продукцию с высокой добавленной стоимостью, прежде всего филе минтая и сурими.
«Спуск на воду первого из десяти супертраулеров для Русской рыбопромышленной компании – наглядное доказательство действенности стимулирующих мер, предусмотренных программой инвестквот, а также сегодняшних возможностей и успешного будущего отечественного гражданского судостроения, – отметил генеральный директор РРПК Виктор Литвиненко. – Спуск осуществлен в соответствии с графиком, и мы рассчитываем, что вся серия будет сдана вовремя. Очень важно, что российское судостроение получило мощный импульс к долгосрочному развитию. Впервые за долгое время российские верфи обеспечены заказами на несколько лет вперед».
Технический и рабочий проекты, которые выполнили в ООО «Морское инженерное бюро – дизайн – СПб» и АО «КБ «Вымпел», предусматривают строительство десяти крупнотоннажных судов и реализуются в рамках госпрограммы «инвестиционных квот». Цель данной программы – не только обновление российского рыбопромыслового флота, но и повышение эффективности при освоении ценных национальных биоресурсов.
Государственная программа создана не только в целях обновления рыбопромыслового флота России, но и для развития отечественных верфей, а также способствует освоению и внедрению самых лучших и доступных технологий гражданского судостроения.
России необходим новый флот
Обоснованность программы бесспорна, ведь сегодня средний возраст судов – более 25 лет. Например, в Азово-Черноморском бассейне он составляет 35 лет, в Северном и Западном – 27 лет, а в Дальневосточном – 29 лет. Количество судов ежегодно уменьшается на 6% в течение 15 лет, с 2005 года. Устаревание производственных отраслей является давно назревшей проблемой, решить которую позволит возобновление российского судостроения.
Более того, ситуация в мировой рыбопромышленной отрасли также диктует свои условия. Согласно Конвенции ООН по морскому праву, допускает допуск других стран к российским водным биоресурсам в том случае, если Россия не будет способна полностью освоить свои запасы ВБР, что в будущем станет невозможно из-за устаревающего флота.
Обновление флота за счет собственного судостроения позволит России сохранить суверенное право на биоресурсы в своей экономической зоне. Кроме освоения собственных ВБР, без обновления рыбопромышленного флота Россия в будущем не сможет вести добычу в районах международных конвенций и соглашений в области рыболовства.
Сегодня и в будущем России нужен конкурентоспособный на мировом уровне флот. Строящие по госпрограмме инвестиционных квот на российских верфях суда обладают мощностью по добыче и выпуску продукции глубокой переработки, которая в два раза превышает промысловые и перерабатывающие возможности существующих.
Новый флот будет обладать повышенной энергоэффективностью, экологичностью и безопасностью ведения промысла, чего позволяет добиться применяемые при строительстве современные технологии. Все это значительно уменьшит потери, а также повысить долю продукции с добавленной стоимостью.
Отметим, что благодаря созданию нового, технологически развитого судопромышленного флота позволит России произвести замену сырьевого экспорта на экспорт продукции глубокой переработки. Таким образом, Россия выполнит одну из задач национального проекта «Международная кооперация и экспорт».
Развитие промысла – развитие судостроения
Сегодня механизм закрепления за рыболовными компаниями квот на вылов ВБР с целью инвестирования дал дополнительный стимул и инвестиционной активности, что привело и к развитию судостроения. Впервые за несколько лет у российских судостроительных верфей появились масштабные заказы на строительство рыбопромысловых судов.
Масштабы задачи, которые сейчас ставит государство, грандиозны. Федеральный закон «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» ввел квоты добычи ВБР на инвестиционные цели в области рыболовства для промышленного и прибрежного рыболовства. От общего объема квот добычи ВБР на инвестиционные цели были направлены 20%.
Получить квоту может та рыбопромысловая компания, которая согласна реализовать проекты по строительству рыбопромыслового судна или рыбоперерабатывающего завода. Причем данный объект должен находиться исключительно на территории Российской Федерации. Таков механизм государственной стимуляции развития российского судостроения и импортозамещения.
Отметим, что импортозамещение касается не только судостроения или рыбодобычи, но также и производства материалов, ведь, согласно закону, не менее 30% стоимости судна должна составлять стоимость именно российских материалов, а также комплектующих и услуг. Поскольку правительство России намерено поэтапно повышать требования по локализации строительства судов, можно говорить о развитии и смежных судостроению отраслей.
Ожидаемый эффект от внедрения механизма инвестиционных квот огромен. Так, например, планируется достичь обновления порядка 65% мощности флота в Северном бассейне и 25-30% - в Дальневосточном. Ожидается, что объем инвестиций в развитие рыбной отрасли может составить порядка 187 миллиардов рублей, из которых 166 миллиардов пойдет в строительство рыбопромысловых судов, а 21 миллиарда на строительство перерабатывающих заводов.
Сейчас объектами инвестиций являются 18 судов и 14 береговых заводов для Дальнего Востока, 25 судов и 11 заводов на Севере. Заказы получили верфи по все стране, а это более 10 предприятий и свыше 40 новых и современных судов.
Более того, благодаря изменению законодательства в России планируется развитие не только рыболовного промысла, но и крабодобывающей отрасли. Так, например, по итогам проведенных в 2020 году аукционов по распределению квот на добычу краба с инвестиционными обязательствами, планируется построить 35 краболовных судов на сумму около 55 миллиардов рублей.
Самые крупные заказы на строительство рыбопромысловых судов получили такие компании, как ПАО «Северная верфь», которая занята в строительстве 14 судов, а также ПАО «Адмиралтейские верфи». Здесь планируется построить 10 больших морозильных рыболовных траулеров, длиной свыше 108 метров для ООО «Русская Рыбопромышленная компания».
Новые возможности
Спущенный на воду большой морозильный рыболовный траулер РРПК является одним из самых современных рыбопромысловых судов в мировом масштабе. Он превосходит по техническим и технико-эксплуатационным характеристикам все суда своего класса, которые были построены ранее.
Судно предназначено для добычи сельди и минтая с последующей глубокой безотходной переработкой. Отметим, что на борту судна есть все условия не только для переработки улова, но и для его хранения и транспортировки в порт. Вместимость грузовых трюмов составляет 5,5 тысячи кубометров.
Благодаря введению квот добычи ВБР на инвестиционные цели и строительству супертраулеров для Русской Рыбопромышленной Компании», стала возможна работа в самых сложных погодных условиях, а это, в свою очередь, способствует продлению времени ведения промысла. Супертраулер способен вести промысел даже во льдах.
Современное оборудование судна позволит прямо на борту производить все виды продукции из сельди и минтая, а также новый продукт – сурими. Отметим, что сегодня данный продукт в России не производиться, хотя и является востребованным рынком.
Ежегодная производительность БМРТ по проекту СТ-192 впечатляет. Это 14,9 тысячи тонн филе, фарша и сурими, 5,7 тысячи тонн муки и жира, 8,1 тысячи тонн икры и прочей продукции. Проектом судна предусмотрена 100 процентная переработка отходов основного производства.
Благодаря строительству новых судов, преимущества нового флота также впечатляют. Так, например, мощность добычи увеличена в 2 раза, а мощность фабрики по выпуску продукции с высокой добавленной стоимостью более чем в 2 раза.
Как корабль назовешь…
Уникальный супертраулер носит имя заслуженного ветерана РРПК Анатолия Владимировича Вдовиченко. Таким образом компания сохраняет память о своих сотрудниках, которые внесли неоспоримый вклад в развитие не только РРПК, но и всей рыбопромышленной отрасли.
«Новость о присвоении новому судну Русской рыбопромышленной компании имени моего отца, Вдовиченко Анатолия Владимировича, для меня и всей моей семьи стала приятной неожиданностью, и, конечно же, настоящим событием для всего рода Вдовиченко, – подчеркнул в обращении к генеральному директору РРПК сын Анатолия Владимировича, Александр Вдовиченко. – Это лучший подарок и признание его трудовых заслуг. А мы сегодня бесконечно гордимся тем, что мы – близкие люди этого замечательного человека».