Большая часть поправок в Конституцию, всероссийское голосование по которым пройдет 22 апреля, относится к полномочиям нескольких государственных институтов. Предполагается, что будут расширены полномочия Государственной думы и Совета Федерации, что, в свою очередь, должно позволить повысить политическую стабильность в стране, сглаживая роль человеческого фактора, сообщает PRIMPRESS.
С принятием поправок эти органы власти смогут утверждать премьер-министра, его заместителей, участие в консультациях по назначению генерального прокурора РФ, руководителей федеральных ведомств.
Также изменится процедура на назначение силовиков. Их тоже будут назначать по решению ГД и СФ. Отметим, что сейчас силовые структуры формально являются не подконтрольными и не подотчетными никому, кроме президента.
Все эти изменения призваны сбалансировать систему государственной власти, не нарушая при этом основополагающего принципа разделения властей, но повышая ответственность министров и глав ведомств.
Отметим, что подобное изменение государственной системы в целом можно назвать грамотным балансированием госуправления, которое было инициировано сверху. Подобные же инициативы сверху могут свидетельствовать об определенной зрелости государства.
Вопреки мнению, что Путин и его окружение стремятся к наращиванию личной власти, культивируемому несистемной оппозицией, президент не боится делегировать полномочия другим органам государственной власти, в ручном режиме балансируя всю систему сдержек и противовесов.
Более того, часть полномочий получит и Госсовет. После принятия поправок за этим органом власти будут закреплены конкретные полномочия, которые не будут пересекаться с другими государственными институтами.
Отметим, что эксперты считают, что благодаря этим изменениям система государственного управления станет более устойчивой и защищенной от политических кризисов.
Так, например, политолог Андрей Кудисов считает, что «львиная доля поправок в Конституцию посвящена повышению устойчивости и остойчивости страны, способности противостоять экономическим и политическим кризисам».
«Наряду с социальными вещами о зарплате, пенсиях, укреплении суверенитета значительная часть изменений переформатирует систему госуправления. Исполнительная власть становится более подконтрольной законодательной и представительной властям. Что, в частности, требует от избирателей более ответственного подхода при выборе депутатов. От этих людей будет зависеть выбор членов правительства, прокуратуры, силового блока. Много таких вещей, в суть которых общество пока не вникло. Недаром инициатор поправок Владимир Путин заявил, что принимаем мы изменения не на 10 лет, горизонт планирования – 30-50 лет», – поясняет Кудисов.
Политолог Петр Ханас говорит о том, что поправки в Конституцию в данный исторический момент жизненно необходимы.
«Живем в совершенно иных реалиях, чем в начале 1990-х, когда Основной закон принимался по американским лекалам. Мы не имели опыта жизни в рыночных условиях, просто не знали элементарно, что России нужно как стране правильно организовать свою политическую и экономическую жизнь. С поправками появляется много чего нового. Увеличивается подотчетность исполнительной ветви, законодательной делегируются дополнительные полномочия. Новые функции придаются различным органам власти», – поясняет эксперт.