В первом квартале 2016 года доля интернет-торговли в общем обороте розничной торговли Приморья не превышает 0,2%. Об этом деловому еженедельному изданию «Конкурент» рассказали сотрудники Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ). Корреспондент издания разобрался в этой ситуации и выяснил, какие факторы мешают Приморью начать активно развивать интернет-магазины по примеру азиатских коллег.
В Приморье есть несколько положительных примеров развивающихся онлайн-магазинов. Например, хозяева небольшого интернет-салона «Зоовлад» рассказали, что с появлением сайта магазин полностью «ушел» в Сеть.
– Довольно долго у нас была сеть офлайн-магазинов. Потом мы постепенно перешли полностью в онлайн и уже шесть лет ведем свое дело в интернете — нас это устраивает. Расходы сократились в разы: не платим аренду, нет продавцов и других затрат. Специфика нашего интернет-салона такая, что это семейный бизнес. В нем участвуют все члены семьи: сыновья, их жены, муж и я. Мы даже посторонних сотрудников не привлекаем.
Идея перехода реального рынка в онлайн заключалась в том, что покупать через Интернет мы будем все. Но интернет-торговля в Приморском крае «стрельнула» только у известной аптечной сети. Другие попытки создать интернет-площадку бурного успеха не принесли.
Генеральный директор студии «Айкреатив» Александр Литвиненко считает, что многие владельцы онлайн-магазинов Приморья попросту не умеют развивать бизнес в новом формате.
– Если говорить конкретно о специфике Приморья, то здесь, конечно, интернет-магазинов меньше, чем в среднем по стране. Плюс наши магазины в основном продают товар с «ТаоБао». Значительная часть этих магазинов через непродолжительное время закрываются. Суть в том, что изначально магазину нужен просто интернет-каталог, чтобы клиент мог посмотреть товары, которые есть у продавца. Потом его пытаются переделать в полноценные интернет-магазины, не каждый с этим справляется. Здесь важно правильно нацелить продажу: если это вся Россия и страны СНГ, то работать можно. Если только Приморский край, то успешно вести дело очень тяжело. Увеличение интернет-магазинов в Приморье может произойти только тогда, когда население региона будет увеличиваться.
Маркетологи отмечают, для того чтобы интернет-магазин «стрельнул», нужны три составляющие: удобный сайт, надежный сервис и уникальность. Плюс необходимо вкладываться и в сервис — гарантийное обслуживание, соблюдения закона о защите прав потребителей, внутренний контроль качества.
По словам организатора проекта бизнес-акселератора «Инновационный Реактор» Андрея Косолапова, хороший интернет-магазин не может стоить дешево.
– Если кто-то собирается делать интернет-магазинчик во Владивостоке, то я сразу скажу, что венчурных инвестиций он не поднимет никогда. Масштабно выйти на рынок крайне сложно. Можно открыть за три копейки маленький интернет-магазинчик и радоваться жизни, но ничего не зарабатывать. А чтобы зарабатывать, то нужно вложить деньги в продвижение, а для этого нужен склад товара, хорошая логистика, хорошие цены.
Еще один проблемный фактор для интернет-торговли в Приморья – это логистика. В Приморье дела с доставкой товаров из-за рубежа обстоят не лучшим образом. Несмотря на то что в регионе представлены такие крупные торговые площадки, как OZONE, TaoBao и Aliexpress, заказ до покупателей идет месяцами и не всегда приходит.
– По всей России происходит следующая вещь, и Владивосток здесь не исключение: люди хотят покупать и покупают через Интернет, но боятся незнакомых сайтов. Интернет пестрит примерами, когда товар был оплачен, но продавец его не привез. В России покупатели отдают предпочтение магазинам, у которых есть какое-то присутствие в офлайне, - отметил генеральный директор сети магазинов «ДНС» Дмитрий Алексеев.
Сотрудники интернет-магазина «Дайте два» пояснили, что срок доставки товара чаще всего не зависит от воли поставщика.
– На самом деле не все товары идут очень долго. Если случается задержка в поставке, то это чаще всего из-за того, что из Китая товар идет из разных частей страны очень долго. Когда поступает заявка на какой-либо товар, он отправляется от продавца в большой пункт, откуда уже идет в Россию. И именно из-за этого случаются задержки. Иногда случаются форс-мажоры: грузчики могут просто ошибиться и положить заказ не в тот грузовик и отправить не в тот город. Потом приходится ждать, пока он придет обратно в пункт распределения и уже отправится к нам.