Наши дороги похожи на мертвецов. В том смысле, что о них либо хорошо, либо уж лучше ничего.
Нам могут сказать, что Владивосток – город своеобразный: сопки, море с трех сторон, автомобили в рекордной концентрации…
Мы в курсе.
Иные из ответственных чиновников, кажется, считают глухие пробки объективной данностью, чем-то вроде погоды. А с погодой бороться какой смысл, к ней надо приспосабливаться.
Но это пусть они так ставят вопрос. Мы вправе поставить его иначе.
Занимательные парадоксы
Снаружи Владивосток меньше, чем изнутри. Он напоминает айсберг с огромной подводной частью. Пространство здесь искривляется как угодно, а параллельные прямые завязываются узлами.
Пространственными парадоксами Владивостока давно пора заинтересоваться ученым. Пока одни районы города сближаются, другие удаляются друг от друга. Взгляд на карту ничего не даст; и дело даже не в рельефе, а в поразившем дороги тромбозе. Наши расстояния следует измерять не километрами, а часами.
Вот некоторые проявления названных парадоксов.
Появление моста на Русский не улучшило, а ухудшило сообщение островных поселков с материком: паромы отменили, с Подножья (не говоря о Рынде и Воеводе) приходится долго и уныло ехать по разбитой грунтовке.
Говорят о «Большом Владивостоке», об агломерации - чтобы жители Находки или Уссурийска ездили в краевой центр на работу, а вечером возвращались домой. Звучит красиво, но уже и внутри «малого» Владивостока перемещаться крайне непросто. Что там Находка или Артем – даже владивостокский район Вторая Речка, увязший в пробках, вот-вот оторвется от города. Впору говорить об «островном синдроме» жителей не только острова Русского, но и улицы Русской.
Город для никого
Владивосток - город не для пешеходов.
Жанр тротуара у нас развит слабо, но это никого не волнует. Зато пешее движение по Золотому мосту закрыли именно потому, что-де не обеспечена безопасность прямоходящих. Хотя на мосту пешеходная дорожка, пусть узкая, есть, и от проезжей части она отделена леером. На тех же основаниях можно закрыть десятки дорог Владивостока; слава богу, до этого пока не додумались.
С общественным транспортом в городе кисло. Специалисты питерского института урбанистики отметили: доля общественного транспорта в перемещении людей составляет у нас всего 44%, тогда как по-хорошему этот параметр нужно довести до 70%. Задача эта вряд ли выполнима в силу как препятствий психологического характера, связанных с представлением о том, что наш человек должен ездить за рулем даже в булочную, так и непривлекательности общественного транспорта. Оценки питерских экспертов: «неполный охват городских территорий маршрутной сетью», «запутанность сети городских маршрутов», «значительное (ненормативное) расстояние между остановочными пунктами», «деградация трамвайной и троллейбусной сети», «отсутствие выделенных полос для движения общественного транспорта» (точнее, кое-где они есть, но кто ж их соблюдает)… После 21.00 - детское время! – сложно уехать вообще куда бы то ни было.
Вот и аэроэкспресс у нас скорее мертв, чем жив.
Может показаться, что Владивосток - город для автомобилистов, но и это давно не так: до нужного места часто просто не доедешь, а доедешь – не припаркуешься. Новые дороги, которые все-таки строятся, выполняют большей частью локальные задачи и не стравливают давление с направлений «Заря» – центр и Светланская – Луговая, составляющих «владивостокский крест».
Для кого тогда город? А ни для кого. Для вертолетов.
Те же питерцы говорят о запуске городской электрички с достройкой двух веток, развитии электротранспорта, прокладке новых дорог, строительстве тоннелей…
Хорошие идеи.
Но реалии сильнее концепций.
О ВКАД, похоже, придется забыть. Хотя, что мешает устроить проезд хотя бы от ДОСААФа через Кунгасный на «Дальпресс» – непонятно. Собственно, там дорога даже есть, нужно только довести ее до ума.
Недвижимость как диагноз…
Свои ошибки признавать у нас не принято. То, что наворотил один мэр, может исправить только другой (и потом наворотить еще чего-нибудь своего).
Взять запрет левых поворотов, разворотов и выездов налево, призванный разгрузить трафик. Такая мера хороша лишь при бодром движении. В режиме же пробки (а он привычен для Светланской, Суханова…) запрет левых поворотов только усугубляет заторы: тебя бы с радостью пропустили, а так ты вынужден долго ползти со всеми туда, куда тебе вовсе не нужно.
Одностороннее движение в центре подобно водовороту, откуда не вырвешься, не пройдя всех кругов ада. Приходится наматывать лишние километры, жечь лишние литры и усугублять пробки. Табуны вспотевших машин обреченно ползут по кругу, толкаясь боками и изнемогая, как горбуша, идущая на нерест по перекату. Круговое движение стало петлей, затянувшейся на шее города. Гордиевым узлом, ждущим своего Македонского.
Не настаиваю на том, что говорю бесспорные вещи; так давайте спорить. Но горожан никто не спрашивает…
А взять запрет разворота на «Заре». Теперь для разворота приходится ехать до «Академической», многим этого делать не хочется, как результат - крепчает постоянная пробка вокруг второреченской развязки. Несколько лет назад говорили о строительстве на «Заре» развязки – теперь уже не говорят (хотя народные топонимы вроде «черепковская развязка» показывают, насколько горожанам дороги усилия властей в этой сфере). Обещали сделать «разрыв» между «Магнитогорской» и «Зарей» - и сделали, но почему-то в направлении не «из города», а «в город», где он и так был не особенно нужен (возможность развернуться есть чуть ниже). Между тем нагрузка на Вторую Речку растет в силу освоения пригорода, заселения Снеговой Пади… Говорят, сюда переехала старая пробка, до появления Золотого моста обитавшая на участке Спортивная - Луговая. Это закон сохранения пробок, открытый во Владивостоке.
Слава богу, есть Таиланд, куда зимой уезжают часть горожан, и оставшиеся могут хоть как-то передвигаться по Владивостоку. И еще есть летние отпуска.
Можно сетовать на безответственных владивостокцев, понакупивших машин, ездящих без дела по городу и норовящих припарковаться где попало. Даже если в таких утверждениях есть зерно истины, важнее другое: решаема ли проблема. И если да, то каким образом.
Когда к приезду важной шишки десятки экипажей ДПС зачищают центр, запрещая парковку, движение становится не в пример свободнее. Но коль скоро в центр по утрам прибывают многие десятки тысяч людей, им надо где-то оставлять машины. Новые дороги здесь появятся едва ли, о запрете въезда в центр пока не говорят.
Строительство во Владивостоке многоуровневых парковок имеет долгую (как минимум с Николаева) историю, но никак не перейдет в практическую стадию. Более того, не уверен, что парковки нас спасут. Ведь они привлекут к себе новые потоки транспорта.
Сейчас все идет к тому, что любая парковка в центре города станет платной. Причем, как следует из сообщений мэрии, исключительно «по просьбам трудящихся».
…Плюс децентрализация
Прокуратура, помнится, возбуждалась по поводу введения левостороннего движения на Семеновской и Мордовцева. На Семеновской эту дорожно-культурологическую диверсию пресекли, на Мордовцева махнули рукой. Оно бы и ладно: мы ведь город японских машин. Улочка эта, возможно, единственная левосторонняя в России, могла бы стать местной достопримечательностью. Готовый туристический объект, дешевле и остроумнее океанариума или оперного театра.
А вот по поводу пробок или странных, мягко говоря, схем (того же одностороннего движения) ни один орган не возбуждается: закон не нарушен…
Вопрос на самом деле следует ставить шире: городу нужна децентрализация. Представление о необходимости офиса непременно в центре – архаизм.
Профессор-экономист Александр Латкин как-то заметил: проблема не только в тотальной автомобилизации. Если раньше транспортные потоки были разнесены по окраинам (судоремонтник жил на Диомиде и работал там же, инженер работал на «Изумруде» и получал квартиру на Второй Речке…), то после распада Союза ежедневные маршруты владивостокцев изменились. Теперь все работают в офисах, которые расположены, как правило, в центре. Здесь же выросли «административно-торговые комплексы», словно магниты притягивающие автомобили. (Может, пора уже ввести мораторий на возведение в закомплексованном центре новых «монстров»? Или вообще снести что-нибудь - вроде «Фреш-плазы»? Это, помимо всего прочего, вопрос сохранения исторического облика города.)
Первые шаги в сторону децентрализации, интуитивные или осознанные, делаются: кампус ДВФУ на Русском, Центр современного искусства на «Заре», опера на Чуркине. Несколько лет назад в мэрии говорили о переносе городской управы на Патрокл, а в «белом доме» - о переезде краевой администрации на Русский; мысль неплохая. А есть еще БАМ, долина Первой Речки с пустырями, Вторая Речка с ее лесами, Змеинка… Владивосток вовсе не так мал, как кажется.
Но пока его солнечным сплетением остается центр, и приходится это учитывать.
Город искусственных неровностей
Мэры Владивостока регулярно обещают, что впредь в городе будут класть «лежачих полицейских» (по-научному они зовутся «искусственными неровностями») только нового типа - резинометаллических, мягких, невысоких, особым образом раскрашенных. Но почему-то вновь и вновь появляются неровности старого образца – просто груды асфальта, наваленные на дороге.
В создании искусственных неровностей (и нервностей) наши власти преуспели, как ни в чем другом.
Первые городские улицы — Светланская, Алеутская, проложенные еще в XIX веке, - строились широкими, на вырост. Наши предки думали о будущем. Не то что мы.
Хорошо бы новому главе Владивостока поездить на общественном транспорте или на велосипеде, что ли. Хотя бы и в популистских целях.
Мне известен только один местный депутат, который ездит по городу на велосипеде. Естественно, он не принадлежит к «партии власти».
Есть вещи, очевидные всякому, кто живет в городе и ежедневно по нему перемещается – пешком, на автобусе, на машине…
Странно, что эти вещи не кажутся очевидными чиновникам, получающим за решение дорожных вопросов зарплату.
Наверное, они просто живут в другом городе.
Василий Авченко. Специально для PRIMPRESS