Год театра в России подходит к концу. Буквально за две недели до Нового года в Приморском краевом театре драмы им. М. Горького очередная премьера. Спектакль по самому знаменитому и много раз экранизированному роману первой леди английской литературы Джейн Остин «Гордость и предубеждение» в инсценировке Елены Исаевой поставил Карен Нерсисян (Ереван). Премьера состоялась 14 декабря. Корреспондент PRIMPRESS побывал на репетиции.
Спектакль – это живой организм, и немалые усилия требуются для того, чтобы подарить ему жизнь. Ошибочно считать, что незадолго до премьеры он готов и уже можно делать какие-то выводы. Напротив, чем ближе к дню X, тем более интенсивнее идет творческий процесс – активный поиск единственно верных решений для каждой отдельно взятой мизансцены. Происходит шлифовка, кропотливая ювелирная работа творческого коллектива, который в эти дни в прямом смысле этого слова становится единым организмом: выверяется пластический рисунок, реплики, особое внимание уделяется музыкальному оформлению и световому решению сцен. Музыка и свет позволяют обратить внимание зрителя на важные детали и нюансы. Более того, они в каком-то смысле задают ритм и создают динамический и эмоциональный рисунок.
Ритм в спектакле «Гордость и предубеждение» играет важную роль. Действие подобно танцу: встречи, расставания, неожиданные повороты. Это трогательная история с умело расставленными акцентами. Здесь нет откровенно черного и откровенно белого, зато есть множество полутонов. Здесь не будет провокации, которая многим в последнее время набила оскомину. «Гордость и предубеждение» возвращает зрителя в атмосферу классического театра.
События происходят в провинциальной Англии конца XVIII века. На первый взгляд, бытовая история о желании родителей удачно выдать замуж пять дочерей звучит небанально, а даже, наверное, возвышенно, что подчеркивается музыкальным оформлением спектакля – преимущественно это классическая музыка эпохи, в которой создавался роман.
Это история, в которой побеждает любовь вопреки гордости мистера Дарси и предубеждениям мисс Элизабет Беннет. Яркий тандем Сергея Коврижиных и Александры Аубекеровой вряд ли оставит кого-то равнодушным. Эффектный пластический рисунок, световое и музыкальное оформление в финальной мизансцене решают все. Удивительное сочетание выразительных средств напоследок цепляет зрителя за самые тонкие струны души: чтобы запомнили. А лучше, пожалуй, вряд ли возможно.
Меняются времена, но добродетели и пороки общества все те же. Сегодня «Гордость и предубеждение» может стать ключом, который поможет многим открыть дверь в душу каждого из нас, поможет узнать себя лучше.