10 и 11 октября 2019 года были выставлены на аукцион шесть лотов на доли квот стригуна красного в подзоне Приморье, Западно-Сахалинской подзоне, стригуна ангулятуса в Восточно-Сахалинской, Северо-Охотоморской подзонах.
Аукцион не состоялся, так как заявок от возможных инвесторов и предприятий, уже имеющих квоты, не поступило. Фактически это был протест против необоснованных экономических расчетов и других условий, выставленных Росрыболовством. Доводы предприятий не подействовали, и они, как говорится, «проголосовали ногами», в данном случае просто не подали заявки.
Но Росрыболовство планирует объявить в декабре повторный аукцион по продаже квот на вылов глубоководных крабов, видимо, уже из чистого упрямства, так как нет анализа причин неудачи, как оценивают эксперты. Приводим основные из них.
Фактор экономической целесообразности
Основной причиной неудавшихся аукционов в октябре явилась экономическая необоснованность в расчетах прогнозирования прибыльности этих видов крабов в случае их приобретения.
Эксперты этот важный фактор отметили сразу, но изменений не последовало, к их мнению регулятор не прислушался. Возможные инвесторы и предприятия, имеющие квоты этих крабов, понимая убыточность аукционов, заявки на участие в аукционах не подали, отказавшись приобретать «убыточные» глубоководные крабовые квоты. И несущественное снижение стоимости лотов на 10% не меняет убыточной сути этих аукционов.
По расчетам экспертов Ассоциации рыбохозяйственных предприятий Приморского края, начальная цена лотов в 780 миллионов рублей, или 11 миллионов долларов США, даже при снижении стартовой цены на 10% не выведет промысел глубоководных крабов в зону рентабельности. По их расчетам, аукционные расходы и обязательства постройки новых судов, обремененные банковскими кредитами, так как ни одна компания в этой ситуации не сможет обойтись без кредитов, определяют реальный срок окупаемости более 30 лет, квоты же представляются на 15 лет. В данной ситуации выигрывают только банки, и все это отчетливо понимают.
Обременение по строительству краболова для глубин до 2500 метров
Фактор экономики, безусловно, важен, но, кроме него, в условия аукционов добавляется совершенно невыполнимое требование о постройке специализированного краболовного судна для глубоководного промысла на глубинах до 2500 метров.
В Росрыболовстве и Совете Федерации имеется спецификация такого судна. Требования к глубоководному краболову значительно выше обычного краболова.
Все техническое насыщение таких судов приобретено за рубежом и изготовлено по лучшим мировым стандартам, такое оборудование в России не производится, ввиду чего требования Постановления Правительства № 719 «Об импортозамещении в судостроении» не будут выполнены, а значит, судно не будет признано российским.
Вот это и является непреодолимым препятствием условий аукционов глубоководного краба, и любой инвестор, пожелавший приобрести квоты, столкнется с этим.
Да и при всем, даже самом горячем желании глубоководное судно уже будет невозможно заказать на заводах Дальнего Востока, так как судостроители уже заявили о том, что они подписали соглашения с компаниями, которые осенью купили лоты на шельфовые виды крабов.
Так, холдинг «Антей» еще до крабовых аукционов стал сотрудничать с Находкинским судоремонтным заводом – в сентябре с НСРЗ был подписан меморандум. «Сигма Марин Технолоджи» еще за полгода до торгов договорилась работать с «Восточной верфью»: и суда уже строятся. 26 ноября на приморском предприятии прошла церемония закладки первого краболова.
Группа компаний «Примкраб» рассматривает размещение строительства краболовов на западных верфях. То есть все участники крабовых аукционов еще до процедуры подачи заявки уже знали, где они будут строить суда, и получили предварительные гарантии о том, что заказы будут исполнены.
Их предварительные наработки обусловлены нормативной базой.
Компании, заключившие договоры на выигранные на торгах крабовые квоты, получили около полугода на то, чтобы представить в Росрыболовство копию договора на строительство судов, а также график реализации проекта, вот они заранее и оговаривали условия с судостроителями. Затем им предстоит отчитываться перед Минпромторгом о воплощении проекта, и для этого требуется тщательная подготовка договоров.
Судостроение уже сейчас перегружено заказами от компаний, купивших шельфовые крабы, и инвестор, рискнувший заняться строительством судов для глубоководного краба, просто не сумеет вклиниться в напряженные графики судостроения. Если аукцион пройдет в начале 2020 года, то они придут к судостроителям, когда те уже будут загружены портфелем заказов. И, как уже упомянули, нет технического обеспечения глубоководного промысла, все установленное на успешно ведущих промысел – импортного производства.
На Дальнем Востоке за этот проект в теории могли бы взяться Славянский судоремонтный завод, но у него опыт строительства одной баржи, и несколько хабаровских предприятий, которые входят в холдинг «ОСК», но эти заводы загружены заказами Министерства обороны РФ.
В теории можно заказать суда на западе страны, но в этом случае заказчик строительства может лишиться потенциальных 20% возмещения затрат на строительство краболовов. Еще осенью вицы-премьеры Алексей Гордеев и Юрий Трутнев обратились к президенту с предложением о субсидировании затрат на приобретение краболовных судов, построенных в ДФО.
И хотя пока официально механизм субсидирования не определен и не закреплен постановлениями правительства, все участники прошедших торгов на крабы рассчитывали на 20%-ное субсидирование затрат. Отсюда и бронирование заказов на дальневосточных судоремонтных заводах.
Еще одна возможная проблема, на которую указали сами судостроители на совещании в рамках визита на судостроительные заводы региона зампреда комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Сергея Митина и его коллеги по парламенту Елены Грешняковой, – это серийность заказов и готовность проектов.
Представители верфей акцентировали внимание, что если по обычным краболовам понятна серийность и есть готовые проекты, то специализированные суда для глубоководного промысла не имеют готовых проектов. Мнение судоверфей поддерживают и рыбаки, они также за серийность заказов.
По словам президента Ассоциации рыбохозяйственных предприятий Приморского края Георгия Мартынова, сохраняется и полная неопределенность с будущими затратами на строительство судов для глубоководного промысла.
Дополнительные риски для инвесторов
Проведение аукционов возможно уже только в 2020 году, а это означает, что купивший лоты глубоководного краба в начале года сможет приступить к промыслу только в 2021 году и средства, потраченные на покупку квот, будут заморожены на целый год.
Дальневосточные рыбаки уже обращались с этими аргументами в Росрыболовство. Общественный совет при Росрыболовстве поддержал обращение к руководству отрасли об исключении глубоководных крабов из перечня объектов промысла, распределяемых на аукционах.
Однако руководство отрасли опубликовало заявление И. В. Шестакова о принятии решения о проведении повторных торгов, но чем обосновано такое решение, пока не ясно. Возможно, это выполнение требований законодательства, но другие виды биоресурсов, например лоты на право вылова сардины в ИЭЗ Японии, после того как не оказалось заявок участников, повторно на аукционы еще не выставлялись.
Промысловики, работающие на глубоководных объектах, заявили о том, что ценность и стоимость глубоководного краба значительно ниже, чем у шельфовых крабов, и имеется еще одно серьезное препятствие по продажам продуктов глубоководного краба – внутренний рынок России для компаний закрыт. По словам члена совета директоров РК «Восток-1» Александра Передня, занимавшегося этим вопросом, выходя на уровень двух вице-премьеров правительства России, несмотря на понимание вопроса с их стороны, глубоководные крабы так и находятся под запретом к ввозу и реализации на территории России и Таможенного союза по причине наличия в них мышьяка, уровень которого превышает действующие санитарные нормы России, которые морально устарели и не соответствуют международным стандартам. Отраслевая наука обозначает срок проведения необходимых исследований по решению данной проблемы не менее десяти лет!
Есть и другая, очень важная сторона вопроса
Глубоководный промысел рыбы и краба – новое направление в промышленном рыболовстве, ему менее 20 лет, и обладают им только российские компании.
За прошедшее время компании, которые осваивали и развивали глубоководный промысел, по мере накопления опыта модернизировали и переоснащали свои промысловые суда, оснащая их самым лучшим в мире оборудованием, которое позволяет эффективно работать на большой глубине. Эти компании уже имеют современный, специализированный и эффективный флот, которым уже обеспечивается стопроцентный вылов квот глубоководных крабов в Дальневосточном бассейне.
Участвовать в аукционе эти компании не имеют возможностей, так как уже было отмечено, что глубоководный краб не дает сверхприбыли, а, наоборот, требует постоянных вложений в переоснащение судов для развития этого вида промысла.
Ситуация складывается следующим образом.
Компании, которые освоили и развили глубоководный промысел, обречены на банкротство и возрастание безработицы. Если будут участвовать в аукционе, то возложат на себя неподъемные обязательства по выплате аукционной стоимости и постройке новых судов, если не будут участвовать, то лишатся половины своих квот. Но в любом случае они будут поставлены перед необходимостью ликвидации половины своего современного специализированного на большие глубины краболовного флота, так как суда окажутся невостребованными в России, учитывая обязательство построить новые, а значит, имеющийся флот надо либо утилизировать, либо продавать. И они востребованы за рубежом, т. е. все наработки и накопленный опыт придется отдать потенциальным иностранным конкурентам. И те 20 лет, когда методом проб и ошибок предприятия совершенствовали флот и развивали промысел, наши зарубежные конкуренты все получат в готовом виде. И получается, что сейчас методом принуждения к аукционам глубоководного краба, а уже идут попытки выставить якобы для инвестиций и глубоководную рыбу макрурус, действующих рыбаков толкают к сдаче своего опыта и наработок иностранцам.
Новый инвестор, купивший квоты, должен понимать, что ему придется пройти весь этот путь, построить новые специализированные суда и обучить людей, так как никто ему продавать флот и отдавать людей не захочет и, конечно же, не будет.