С прошлого года администрация Владивостока продолжает активную борьбу с незаконной рекламой на улицах города. Инспекцией улиц занимаются сотрудники муниципального предприятия «Содержание городских территорий», работники административно-территориальных управлений, а также сами специалисты управления наружной рекламы и информации администрации города.
Одна из главных проблем, которую создает реклама, – это загрязнение исторической среды Владивостока. Баннеры появляются на дореволюционных зданиях, отвлекая внимание от красоты старинных построек. Такое отношение к архитектурному наследию в принципе является варварством, но с учетом того, что во Владивосток постоянно стекаются туристы из Китая, Японии, Южной Кореи, интересующиеся европейской культурой; и с учетом того, что Владивосток является теперь не только приморской, но и дальневосточной столицей, подобное варварство совершенно неприемлемо. Для Владивостокского городского округа разработаны правила благоустройства, в соответствии с которыми вся реклама должна соответствовать архитектурному облику сложившейся застройки и выполняться в соответствии с дизайн-кодом, однако не все предприниматели считают нужным эти правила выполнять. Поэтому мэрия пристально следит за соблюдением закона.
«Город признан столицей Дальнего Востока и не имеет права не соответствовать этому статусу. Только от нас зависит то, каким может и должен стать Владивосток. А он должен быть чистым, ухоженным, привлекательным. Таким, чтобы и туристам было приятно сюда приезжать, и горожанам не хотелось сменить место жительства», – подчеркивает мэр города Олег Гуменюк.
Рекламные конструкции наносят городу не только эстетический ущерб, но и практический вред: водителям и пешеходам крупноформатная реклама закрывает обзор, а штендеры мешают людям свободно ходить по улицам, так как предприниматели ставят их прямо посреди тротуаров и пешеходных зон, зачастую и без того узких. Так как рекламные баннеры, афиши и растяжки, как правило, делают яркими и броскими, они отвлекают внимание и затрудняют ориентирование на улицах: посреди пестрых рекламных изображений легко не заметить действительно нужную информацию (вывеску нужного учреждения, табличку с адресом дома и т. д.).
И самим предпринимателям обилие рекламы пользы не приносит: шансы, что в бесконечном информационном потоке заметят рекламу конкретных услуг, крайне малы.
Работа по избавлению города от незаконной рекламы ведется непрерывно: ежедневно с улиц Владивостока убирают сотни афиш и объявлений, рекламных конструкций, в том числе крупноформатных. С начала года демонтировано более 6 тысяч афиш и объявлений и 1369 рекламных конструкций, для удаления которых иногда приходится использовать специальную технику (например, аппараты для резки металла). Размер некоторых рекламных щитов достигает 12 квадратных метров! Подобные конструкции не украшают даже типовые панельные дома, а специалистам приходится снимать такие рекламные щиты и с исторических зданий. Из-за трудоемкости демонтажа крупноформатной рекламы специалисты стараются за каждый выезд ликвидировать как можно больше рекламных объектов.
В рейдах участвует и сам Олег Гуменюк. При обследовании района улицы Шепеткова он остановил расклейщиков, размещавших афиши концертов на подпорной стене. Нарушителям был выписан штраф, а начальник управления дорог и благоустройства Сергей Макаров напомнил им, что существуют и другие, законные способы информирования людей о грядущих развлекательных мероприятиях: группы в социальных сетях, объявления на радио, телевизионная реклама.
Рейды по выявлению незаконной наружной рекламы в этом году также прошли на улицах Адмирала Фокина, Снеговой, Днепровской, Выселковой и других. Подобные проверки охватывают все районы города, не только исторический центр и места большого скопления людей вроде транспортно-пересадочных узлов и т. д. Обычные жилые микрорайоны и промзоны представители мэрии инспектируют не менее тщательно.
С предпринимателями ведется и разъяснительная работа: управление наружной рекламы и информации оказывает консультативную поддержку и проводит встречи с представителями бизнеса, где эксперты рассказывают о правилах размещения рекламы.
«Всячески поддерживаю инициативу городских властей и лично мэра Олега Гуменюка избавить Владивосток от незаконной рекламы, а рекламу законную свести к минимуму. Ведь чаще всего что собой представляет уличная реклама? Это яркие, кричащие конструкции, которые не только мешают водителям, отвлекая их от дороги, но и уродуют город. Горе-предприниматели «украшают» ими надземные переходы, столбы уличного освещения, различные фасады, при этом не спрашивая, нравится ли это нам, его жителям. А наш ответ: категорически нет. Признаюсь, город в этом году стал заметно чище. И это не может не радовать. Владивосток сегодня – столица Дальнего Востока, на него равняются другие города. Так давайте все вместе покажем, каким прекрасным он может быть!» – обращается к жителям города Светлана Морозова, заслуженный работник культуры РФ и председатель советов почетных граждан Владивостока и Приморского края.
Меры администрации по пресечению незаконного размещения наружной рекламы оказались весьма успешными. Если в 2015 году в городе было демонтировано 95 незаконных конструкций, в 2016-м – 175, в 2017-м – 581, в 2018-м –262, в 2019-м (по состоянию на октябрь) – 1369. Иногда рекламу убирают сами владельцы по предписанию администрации. Их сознательность тоже растет: в 2015 году было исполнено 5 предписаний, в 2018-м – 193.
Администрация напоминает, что за визуальную чистоту города отвечает не только мэрия и не только сами бизнесмены, но и управляющие компании и ТСЖ. Их обязанность – своевременно очищать фасады зданий от граффити и незаконных объявлений и афиш (которые можно расклеивать только на афишных тумбах и досках для объявлений в подъездах).
Также мэрия добивается соблюдения единого дизайна для нестационарных торговых объектов: не только всем привычных киосков, павильонов и торговых тележек, но и сезонных точек (бахчевых развалов иеёлочных базаров). Весной мэрией был объявлен конкурс дизайн-проектов для НТО. Теперь все торговые точки, владельцы которых не переоборудовали их в соответствии с новыми правилами дизайна, подлежат сносу.
Напоминаем, что для установки рекламной конструкции в первую очередь необходимо получить разрешение в департаменте информационной политики Приморского края. Если конструкция установлена и эксплуатируется без разрешения, то предпринимателю направляют предписание о ее демонтаже, причем информацию с рекламной конструкции необходимо убрать в течение трех дней с момента получения предписания, а саму конструкцию ликвидировать в течение месяца. Если предписание остается невыполненным, за демонтаж берется городская администрация, а недобросовестному предпринимателю придется возместить расходы на демонтаж.