Китайские туристические группы приезжают во Владивосток по недорогим путевкам в сопровождении своих гидов, вытесняющих с рынка местных коллег. О чем они рассказывают своим соотечественникам – остается только догадываться. По словам экспертов, на ситуацию может повлиять введение обязательной аттестации для работников этой отрасли, сообщает PRIMPRESS.
В последние годы поток туристов из Азии в Приморский край неуклонно растет. Немалую часть приезжих представляют китайские туристические группы, которые посещают во Владивосток на 2-4 дня, и основные достопримечательности, которые они видят, – это местные торговые центры.
Как рассказали в приморских туристических компаниях, в экскурсионный маршрут групп попадают такие места, как памятник Ленину напротив ж/д вокзала, сам вокзал, видовые площадки, мемориальная подводная лодка на Корабельной набережной, музей им. Арсеньева, набережная Спортивной гавани – по этому пути летом ежедневно курсируют толпы туристов.
Однако власти, бизнес и общественность озабочены появлением на рынке нелегально действующих китайских туристических компаний, которые выкупают у приморских коллег списки туристических групп и привозят своих соотечественников сами. При этом гид, сопровождающий такую группу, тоже является гражданином Китая и зачастую выполняет еще какие-либо обязанности, например руководителя группы. В профессионализме таких гидов специалисты сомневаются – узнать, о чем они рассказывают туристам, довольно затруднительно.
- С такими проблемами сталкиваются многие страны, популярные у туристов. Везде есть официальные гиды и так называемые серые экскурсоводы, предлагающие за свои услуги меньшую цену. И также есть собственные гиды, с которыми приезжают туристические группы, и никто не знает, о чем они рассказывают. Точно так же наши группы ездили в приграничные китайские города. Их сопровождала какая-нибудь бабушка, которая рассказывала, как тут нужно жить. Можно еще вспомнить, как 5-6 лет назад в Таиланде местные компании были недовольны обилием русских экскурсоводов, которые приезжали вместе с группами и вытесняли местных с рынка. Сейчас эта ситуация происходит с нами, - рассказал президент Дальневосточной ассоциации рестораторов и отельеров Роман Иванищев.
Действительно, приморские туристические компании обеспокоены тем, что их буквально выживают с рынка. Но работа местных экскурсоводов тоже до сих пор недостаточно регламентирована: экскурсанты могут попасть в руки как к профессионалу, так и к любителю.
Эксперт: статья в NYT про «китайский» Владивосток может быть заказной >>
Не все компании, до которых удалось дозвониться PRIMPRESS, раскрывают информацию о том, с какими экскурсоводами они работают. Те, кто согласился нам ответить, рассказали, что имеют в своем штате экскурсоводов с многолетним опытом работы. И в других крупных компаниях, по их словам, также есть свои гиды.
Пока что власти рассматривают возможность введения обязательной аттестации для гидов-переводчиков и экскурсоводов. Возможно, эти меры прикроют действующие сейчас нелегальные схемы и помогут местным спасти свой бизнес. Но услуга качественного экскурсовода может оказаться попросту невостребованной среди тех, кто предпочитает дешевые турпродукты.
- Китайских гидов используют, чтобы сэкономить: чаще всего со своими гидами приезжают недорогие группы, которым экскурсия на самом деле не так интересна. Для таких групп услуги аттестованного экскурсовода будут не востребованы. Потому что нельзя продавать людям то, что им не нужно. Туристу не удастся навязать качественного экскурсовода, если он ему не нужен. Они выбирают туристические продукты в зависимости от своих интересов: музеи, природа, заповедники, шопинг. Те, кто едут сюда за экскурсией, – они выбирали и будут выбирать качественный сервис. А те, кто выехали на отдых или шопинг, - им все равно. Они послушали, что им гид в автобусе рассказал, и забыли. Но, с другой стороны, аттестация наведет порядок среди местных экскурсоводов, станет знаком качества. Сейчас среди местных гидов есть те, кто действительно глубоко разбирается в истории, увлечены своим делом и постоянно повышают свой уровень. А есть те, у кого язык хорошо подвешен, а знания поверхностны. Туристу, желающему получить качественную услугу, будет проще выбрать. Рынок все расставит по своим местам, - отметил Роман Иванищев.