Президент Владимир Путин согласился выделить бюджетные субсидии для строительства краболовов на верфях Дальнего Востока, которые будут заказаны по итогам состоявшихся крабовых аукционов. Предполагается, что заказчики судов смогут получить из бюджета компенсацию – до 20% стоимости. Субсидии будут предоставляться за счет дополнительных доходов, полученных федеральным бюджетом в результате проводимых аукционов, сообщает PRIMPRESS со ссылкой на KONKURENT.RU.
О новом механизме господдержки дальневосточных верфей Юрий Трутнев объявил в начале октября, после совещания в Хабаровске по вопросу развития судостроения в ДФО.
На совещании представители верфей предложили рассмотреть возможность предоставления льготного финансирования судостроительным компаниям на модернизацию производств, предоставление субсидирования при строительстве краболовного флота. Судостроители также попросили разработать механизм компенсации расходов на обучение персонала для повышения квалификации работников.
Дело в том, что издержки дальневосточных верфей, в том числе на логистику, электроэнергию и персонал, существенно выше, чем в европейской части РФ. Притом что победители крабовых аукционов на дальневосточные участки не обязаны строить краболовы в ДФО. Учитывая более конкурентные предложения верфей европейской части страны и наличие у них опыта, дальневосточные предприятия могли получить минимум заказов. Юрий Трутнев отметил, что необходимо найти меру поддержки, чтобы заказчикам было выгодно работать с дальневосточными верфями. Субсидии как раз и будут нивелировать существующую разницу в 20% в итоговой стоимости строительства судов сравнительно с верфями северо-запада РФ. Кроме того, загрузка верфей Дальнего Востока позволит обеспечить занятость в смежных отраслях в соотношении 1:8.
В мае 2019 г. был принят закон № 86-ФЗ, согласно которому квоты на вылов краба предоставляются в инвестиционных целях. Аукционы проводятся с обременением. Их победители должны будут строить краболовные суда на верфях в России. Половина квот на вылов ценного биоресурса распределяется в ходе конкурса между юрлицами и индивидуальными предпринимателями, а федеральный бюджет получит 82 млрд руб. дополнительной прибыли.
По результатам аукциона, проводимого Росрыболовством, квоты на вылов краба для Дальневосточного рыбохозяйственного бассейна будут распределены в обмен на строительство 31 судна-краболова. В настоящее время из 31 лота разыграли 24.
На каждый лот должен быть построен краболов. Выполнить заказы готовы «Восточная верфь», Находкинский судоремонтный завод, Амурский и Хабаровский судостроительные заводы, центр судоремонта «Дальзавод», Ливадийский ремонтно-судостроительный завод, а также завод им. Октябрьской революции. РРПК планировала заказать восемь краболовов на Амурском, четыре – на Хабаровском судостроительных заводах, изучала возможность строительства десяти судов на Онежском ССЗ ФГУП «Росморпорт». Также рассматривался заказ пяти судов на Окской судоверфи. СЗРК планировал поделить заказ на десять судов между Выборгским судостроительным заводом и «Красным Сормово».
Из расчета строительства 31 краболова объем господдержки может составить до 10 млрд руб. В ВАРПЭ оценивали среднюю стоимость выставленных на аукцион крабов от 7–8 тыс. до 18–20 тыс. долларов США за тонну. Возможный доход за 15 лет освоения квоты в 10 тыс. тонн может составить 1–3 млрд долларов. При высоких ценах и сравнительно низкой себестоимости добычи окупить затраты на строительство одного судна для вылова краба можно за пару лет.
Александр Ефремов, генеральный директор группы компаний «Доброфлот»: «Принцип «где ловим, там и строим» для Дальнего Востока является крайне актуальным и помогает развитию не только судостроения, но и смежных отраслей. Судостроение формирует вокруг любой верфи значительное количество субподрядных организаций. Ведь, по сути, верфь – это сборочный конвейер, который собирает огромное количество узлов, агрегатов и элементов, которые свозятся со всех регионов мира. Естественно, логистика является главной затратной частью. Поэтому основные судостроительные верфи стараются размещать своих подрядчиков как можно ближе. Показателен в этой связи опыт наших соседей по Азиатско-Тихоокеанскому региону, в частности Республики Корея. Когда страна переходила к промышленному производству 40–50 лет назад, первое, с чего они начали, было судостроение. Людей, не приученных к промышленному труду, обучить сварочному делу проще, чем сразу переводить их на работу в сложные высокотехнологичные отрасли. Индустриализация Кореи началась именно с судостроения».
Герман Зверев, президент Всероссийской ассоциации рыбохозяйственных предприятий, предпринимателей и экспортеров (ВАРПЭ): «Принято правильное решение, обдуманное и внятное, которое помещает государственное целеполагание в экономическую систему координат, делает это государственное решение проработанным и долгосрочным. Как в свое время отмечал Фридрих Энгельс, идея неизменно посрамляла себя, как только она отделялась от интереса. В нашем случае идея создания современного судостроения на Дальнем Востоке нереализуема без учета интереса заказчика – рыбопромышленников. Идея о субсидировании при строительстве судов перспективна. Юрий Петрович Трутнев досконально изучил ситуацию, перед тем как выступил с такой инициативой. Совместная позиция Трутнева и Гордеева по вопросу субсидирования приведет к тому, что появится реальный финансовый ресурс для восстановления и возрождения судостроения. Многие победители крабовых аукционов будут строить на Дальнем Востоке, уже сейчас они рассматривают дальневосточные заводы. Без системной государственной поддержки возрождение судостроения в ДФО вряд ли возможно. Субсидирование – одна из мер поддержки. Она способна простимулировать восстановление судостроения и судоремонта. Последнее крайне важно. На Дальнем Востоке действует порядка 150 крупнотоннажных промысловых судов, 300 среднетоннажных и 500 малотоннажных. Это хороший рынок для судоремонта».