Если классическая живопись творчески фиксирует детали и цветовую составляющую отражаемой жизни, то современное искусство может многим из этого пренебречь. Авторское воображение дает их не в том порядке и не в тех пропорциях, в которых они существуют в реальном мире. Выставка Дамира Муратова «У синего моря», открывшаяся 27 сентября в зале галереи современного искусства «Артэтаж», несомненно, отражает реальную жизнь, но превращенную в замысловатую игру со сложившимися клише с помощью иронического освобождения сюжетов картин от привычного, банального и примелькавшегося.
Автор выставки для свежести восприятия вводит в традиционные сюжеты новые парадоксальные значения, перетасовывая и деформируя исходные смыслы. Нередко это ведет к новой художественной правде, или же как минимум это забавно. Раскрепощенное сознание Дамира Муратова уводит нас из унылой колеи привычных тем в иронический мир авторского сознания, где художник отнюдь не объективное зеркало жизни, а более причудливая деформирующая реальность линза. Ведь талантливый художник бесконечно преобразует окружающую действительность своими взглядами и наблюдениями.
И персонажи Дамира Муратова из привычных образов Че Гевары и Мао Цзэдуна метафорически перетекают в шутливых Че Бурашку и Микки Мао. Муратов ищет такие жизненные ситуации и творчески обыгрывает те сложившиеся стереотипы, которые позволили бы острее воздействовать на зрителей его работ. Что же касается сугубо живописных эстетических критериев данной экспозиции, то картины Дамира Муратова – это больше стиль наблюдения, размышления и иронического анализа нашего мира, чем эстетическая исповедь живописца.
По-плакатному прямолинейное решение многих работ сводит их воздействие к прямому авторскому высказыванию, обращенному к интеллекту и чувству юмора посетителей экспозиции. Обычно оказывается вполне достаточно того, что скрыто в самом предмете изображения. В качестве примера достаточно взглянуть на картины «Снежок Молотова» или «Опята и черный квадрат». Сюжет здесь остроумен и ироничен, как и все творчество Муратова. Вместе с тем он трогательно прост, порой шутливо наивен в подаче авторской идеи. Да и сама экспозиция в сущности представляет собой цепь увлекательных по сюжету плакатов, которые, несомненно, понравятся посетителям галереи, обладающим здоровым чувством юмора.