В Приморье депутаты дополнили краевой закон об особо охраняемых природных территориях, сообщает PRIMPRESS со ссылкой на пресс-службу Законодательного собрания Приморского края. Теперь в нем есть нормы, регламентирующие изменение границ и упразднение особо охраняемых природных территорий (ООПТ) регионального значения. Цель нововведений – устранить существующие пробелы в природоохранном законодательстве.
Напомним, что в настоящее время вопросы, касающиеся изменения границ или упразднения ООПТ регионального значения, не регулируются ни федеральной, ни краевой нормативно-правовой базой. В связи с чем комитет ЗС ПК по продовольственной политике и природопользованию подготовил проект изменений в закон «Об особо охраняемых природных территориях Приморского края», которые наделяют администрацию Приморья соответствующими полномочиями, а также устанавливают основания для принятия таких решений.
В частности, среди причин для изменения границ особо охраняемой природной территории краевого значения названа необходимость увеличения ее площади. Часть территории может быть исключена из состава ООПТ только в том случае, если особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение расположенных на ней природных комплексов и объектов было утрачено. Особо охраняемая природная территория краевого значения может быть упразднена в том случае, если она входит в состав федеральной ООПТ. Кроме того, решение о ликвидации может быть принято, если охраняемый природный комплекс или объект потерял свое особое значение либо был полностью разрушен в результате природного или антропогенного воздействия без возможности его восстановить.
Проект изменений в закон «Об особо охраняемых природных территориях Приморского края» на июньской сессии Законодательного cобрания края был поддержан депутатами в первом чтении.
При подготовке ко второму чтению комитет по продовольственной политике и природопользованию доработал документ с учетом предложений, поступивших в ходе межведомственных совещаний, участниками которых наряду с депутатами, представителями прокуратуры и профильных департаментов Приморья стали эксперты-экологи и активисты общественных природоохранных организаций.
Как отметил председатель профильного комитета Евгений Зотов, поправки, внесенные в законопроект по итогам его широкого обсуждения, предусматривают создание открытого и прозрачного механизма упразднения региональных ООПТ и изменения их границ, который исключает возможность принятия необоснованных решений.
Так, ко второму чтению уточнены основания для изменения границ и ликвидации особо охраняемых природных территорий краевого значения. В то же время предусмотрено, что если существует возможность восстановления природного комплекса или объекта, органы, уполномоченные на управление краевыми ООП, должны организовывать проведение таких мероприятий.
В соответствии с проектом закона инициатива о видоизменении ООПТ краевого значения, которая может исходить от органов государственной власти, местного самоуправления, общественных и иных организаций, а также граждан Российской Федерации, должна быть подкреплена обосновывающими документами. Заявителю необходимо будет предоставить уполномоченному органу исполнительной власти края пояснительную записку, картографическое описание границ и другую аналитическую информацию, предусмотренную специальным перечнем, который утвердит администрация края.
Для выявления мнения населения о поступившем предложении в отношении той или иной региональной особо охраняемой природной территории в законопроекте прописана обязанность краевых властей провести публичные консультации. Причем информацию об инициативе, уведомление о сроках консультаций, а также способах, которые участники могут использовать для того, чтобы направить свои мнения, администрация Приморья должна разместить на своем официальном сайте в течение десяти дней с момента получения обосновывающих документов от заявителя.
Также для подтверждения доводов инициатора об изменении или упразднении региональной ООПТ поправки предусматривают обследование территории с составлением соответствующего акта. Обязанность организовать его проведение закреплена за краевой администрацией.
Законопроект относит утверждение заключения о судьбе ООПТ к компетенции специальной комиссии, в состав которой должны входить представители профильных департаментов Приморского края, Законодательного собрания, территориальных федеральных органов исполнительной власти, муниципальных образований, научно-исследовательских организаций, общественных и иных объединений, осуществляющих свою деятельность в области охраны окружающей среды. Комиссия формируется краевой администрацией, а ее заключение о целесообразности принятия изменений в отношении той или иной территории принимается на основе письменных отзывов членов комиссии.
«Такие поправки позволяют сделать процесс принятия решений о судьбе краевых ООПТ гласным. Будет работать общественный орган, поэтому упразднить территорию одним росчерком пера или единоличным решением чиновника будет невозможно», – отметил Евгений Зотов.
Депутаты подчеркнули актуальность законопроекта в ходе обсуждения во втором и третьем чтении.«Со вступлением закона в силу у администрации края появится возможность изменять границы или упразднять краевые ООПТ. Необходимость в принятии таких решений в крае есть, – высказал свое мнение заместитель председателя по экономической политике и собственности Всеволод Романов. – Например, около 70% территории поселка Волчанец, а также проходящая рядом дорога Владивосток – Находка – порт Восточный попадают под охранную зону памятника природы «Залив Восток». Это делает практически невозможным развитие этого населенного пункта и касается большого количества его жителей. Также возникли проблемы у многодетных семей из Находки, получивших участки в границах этого же памятника природы. Теперь их невозможно обеспечить инженерными сетями, провести дороги».
Закон вступит в силу с 1 ноября 2019 года. Администрации Приморского края до этого момента необходимо будет разработать и принять обеспечивающие реализацию данного документа нормативно-правовые акты.