Уровень культуры населения оказывает серьезное влияние на восприятие России в глазах зарубежных партнеров. В настоящее время культурный уровень страны падает, и это крайне негативно сказывается на ее авторитете. А в ситуации, когда авторитет и репутация России не очень высоки, инвестиции не будут приходить, в частности в Приморье: когда отношение к культуре не очень высоко, то, соответственно, культура ведения бизнеса не будет соответствовать ожиданиям инвесторов и бизнес-партнеров. Об этом и многом другом корреспонденту PRIMPRESS рассказал член совета Приморского регионального отделения «Деловой России» Валерий Калюжный.
С точки зрения бизнеса, по мнению спикера, большую роль играет корпоративная культура. Приморский бизнес активно взаимодействует с иностранными коллегами, и очень важно, как именно происходит позиционирование российской корпоративной культуры и культуры региона в целом за рубежом. Таким образом, иностранные партнеры судят о Приморье во многом по представителям делового сообщества.
На бизнесе лежит большая ответственность за формирование культурных трендов. «Не секрет, что многие СМИ принадлежат финансовым группам, которые формируют им повестку, определенную идеологию, – отмечает Валерий Калюжный. – Когда культура соприкасается с деньгами, начинаются основные проблемы: этика уходит на второй план, и рамки культуры как таковой размываются».
Спикер также отмечает, что проблемы культуры в Приморье имеют системный характер: наша страна идет путем формирования идеологии, нет идеологического просвещения населения. СМИ фактически не используются для позиционирования национальных и региональных ценностей.
Также важную роль в формировании и продвижении культурных ценностей имеет уровень образования населения.
«Я условно выделил бы две проблемы в сфере образования Приморского края, – говорит Валерий Калюжный. – Во-первых, это невысокий уровень подготовки выпускников вузов, который, на мой взгляд, связан с принятием Болонской системы образования. Я могу об этом судить, поскольку получал два высших образования по советской системе, а также являюсь членом одной государственной аттестационной комиссии, которая принимает госэкзамены. Хочется отметить, что уровень образования студентов оставляет желать лучшего. Кроме того, у нас только начинает восстанавливаться система подготовки в средних специальных учебных заведениях».
«Деловая Россия» принимает активное участие во взаимодействии с образовательной средой. Проводятся олимпиады по истории российского предпринимательства, в которых участвуют студенты со всего Дальнего Востока. В «Деловой России» существует практика выездов в школы и университеты и делаются сообщения на темы «Что такое бизнес?», «Что такое лидерство?», «Что такое конкуренция?», «Что такое этика в бизнесе?». Также «Деловая Россия» активно работает в благотворительной сфере, в том числе проводится работа со старшим поколением. «Деловая Россия» считает, что бизнес должен быть социально ориентированным.
По мнению спикера, чтобы улучшить ситуацию в сфере образования, в первую очередь должна проводиться мощная аналитическая работа. Экспертиза в образовательной и культурной сферах может проводиться при участии гражданского общества. Также хочется отметить, что системные проблемы решить на региональном уровне не представляется возможным.
Международные экономические проекты, реализуемые в Приморье, оказывают определенное влияние на жизнь региона. Не может не радовать, что государством разрабатываются и внедряются меры господдержки, такие как ТОР и СПВ и др. Хотя, с одной стороны, рядом предпринимателей эта ситуация оценивается как фактор недобросовестной конкуренции, с другой – это, безусловно, дает экономический толчок для развития региона и привлечения инвестиций.
Традиции культуры ведения бизнеса иностранных бизнес-партнеров оказывают определенное воздействие на корпоративную культуру приморских предпринимателей и в какой-то степени служат стимулом для культурного развития Приморья.
Скажем, в Сингапуре или в Китае традиционный туризм, в том числе и деловой, имеет глубокие корни и историю, и как успешную модель это можно перенимать Приморью с учетом того, что расстояния не так далеки, как до Западной Европы. В Приморье же туризм только начал развиваться, появилась какая-то концепция. К слову, во Владивостоке ее до сих пор нет. Нет активной экскурсионно-выставочной деятельности, крупных международных выставок и качественного событийного маркетинга. Пока не будут привлекаться эксперты для этой работы, то о какой-то системности в этом вопросе невозможно будет говорить. Очень многие вещи нужно закладывать в концепцию развития туризма, в том числе делового», – отметил эксперт.
Председатель Приморского регионального отделения «Деловой России» Алексей Тимченко также отметил в разговоре с корреспондентом PRIMPRESS важность развития культуры для развития региона. «С одной стороны, мы должны сохранить национальную идентичность в культуре и продвигать свои ценности в АТР, с другой – уметь адаптироваться к особенностям культуры азиатских стран, тем более что поток иностранцев, приезжающих к нам, постоянно растет», – отметил лидер делороссов региона.