Окончив университет в Хабаровске, я переехала во Владивосток. В новоявленной столице ДФО живу полгода, и день за днем город у моря не перестает меня удивлять. Далеко не всегда в хорошем смысле. И просто нет никакой возможности избежать сравнений всего и вся с Хабаровском.
Тесно, душно, грязно, неудобно: таковы были первые впечатления от автобусов Владивостока. Сначала показалось, что проще вызвать такси или дойти пешком, чем заставлять себя каждый раз забираться в эти «бочки с селедками» и стоя толкаться час в пробке. Конечно, довольно быстро пришло понимание, что такси бывает не лучше, а пешком ходить по городу совершенно невозможно. Как они здесь живут?!.
Поначалу шокировало хамское поведение водителей: за рулем они курят, говорят по телефону на каких-то неведомых языках, слушают музыку на полную громкость, игнорируют любые просьбы и замечания. С тоской вспоминаются всегда вежливые и строго соблюдающие правила их коллеги из Хабаровска. Может, дело в наличии в хабаровских автобусах систем видеонаблюдения?
Общее число автобусных маршрутов во Владивостоке вдвое больше. Казалось бы, это и хорошо. Спойлер: нет. В Хабаровске маршрутов меньше, но они проложены с умом и соединяют самые отдаленные микрорайоны, избавляя от необходимости делать 2-3 пересадки, как во Владивостоке.
А что собой являют собственно автобусы «лучшего города Земли»! На них смотреть бывает страшно. Обшарпанные, помятые, обкленные нелепой рекламой снаружи, внутри они ужасают непотребствами в виде разорванных и выломанных сидений, прогнившего порой насквозь пола или крыши. Все это в грязи. В Хабаровске же мы имеем чистые, светлые, просторные современные машины, которые отвечают запросам пассажиров: есть табло с названиями остановок (которые еще и объявляются голосом), средства для облегчения проезда инвалидов, система безналичной оплаты за проезд. Да, в Хабаровске можно просто достать карту и заплатить за проезд, не выискивая в карманах мелочь.
Такой киношный вид транспорта, как трамвай, для Владивостока – пережиток прошлого. Вагоны здесь в ужаснейшем техническом состоянии, вместо сидений какие-то деревянные лавки, как в символической тюремной камере. Все это хозяйство дребезжит, и кажется, что сейчас из-под него прямо на ходу посыплются гайки. Даже тот факт, что трамвай не имеет пересечений с автомобильной дорогой, не вызывает желания прокатиться в нем еще раз. Зато в Хабаровске трамвай имеет ценность. Это визитная карточка города. И неважно, сидишь ли ты в новеньком вагоне или слышишь стук колес «старшего поколения». Вагоны всегда полны пассажиров. Трамвай для хабаровчан – это не только удобство и ностальгия по СССР, но и забота об экологической чистоте города.
Во Владивостоке, понятное дело, на экологичность транспорта давно махнули рукой, поэтому троллейбусы тоже отправляются в утиль. Где-то на окраине города мелькают последние «выжившие». Кажется, что и за ними не ухаживают, и каждый раз, выходя на маршрут, усталая машина готовится развалиться от старости. Тем временем в Хабаровске троллейбусы быстро и с комфортом привозят людей прямо в сердце города.
Во Владивостоке поездка на общественном транспорте – это реально сплошные мучения. В попытке найти хоть какие-то плюсы я подумала о несуществующей здесь профессии кондуктора. Вроде так, как сейчас, даже проще: никто не ходит в узких проходах и не толкает, требуя оплаты. Но прошедшей зимой, пронизываемая фирменным владивостокским ледяным ветром на остановке в ожидании, когда водитель откроет дверь, я оценила ситуацию с другой стороны: он не открывал, пока не рассчитается с выходящими.
Вывод очевиден: без собственной машины во Владивостоке мне не обойтись.