На недавней пресс-конференции и. о. главы Владивостока Олег Гуменюк фактически возложил ответственность за содержание в ужасном состоянии памятников архитектуры в историческом центре города на собственников. Известный специалист в области охраны памятников истории и культуры Анна Мялк специально для PRIMPRESS привела примеры того, как неправильные решения, действия или бездействия власти отражаются на облике Владивостока.
Напомним, в ходе пресс-конференции Гуменюка журналисты, возмущенные состоянием зданий в центре города, где облицовка фасадов «падает на головы» горожанам и туристам, поинтересовались, как мэрия собирается решать эту проблему.
«Примеров и фактов того, что исторические здания зачастую находятся в ужасном состоянии, предостаточно. Часть фасадов ремонтировали к саммиту АТЭС, но далеко не все», – соглашается эксперт в области охраны памятников истории и культуры Анна Мялк.
«К примеру, здание на Океанском проспекте, 13а – произведение очень известного на территории Дальнего Востока архитектора Георгия Юнгхенделя – расположено почти напротив мэрии, – говорит эксперт. – Присмотритесь, сколько на нем кондиционеров, рекламы, пристройка сделана, фасад памятника разрушается. При надстройке мансарды, инициированной администрацией города, были снесены архитектурные детали, а это – разрушение памятника».
Здание бывшей библиотеки имени Гоголя (в нем располагалась в советские времена краевая библиотека им. Горького) по адресу: Светланская, 119 – просто разрушающийся на глазах памятник архитектуры и истории, отмечает Анна Мялк. Объект уникален, поскольку внутри сохранились старинные интерьеры.
Нередко памятник разрушается в результате ремонтных работ, теряет свой подлинный облик, детали фасада, отделку, цветовое решение.
«Так, на Семеновской, 3 снесены и исчезли в неизвестном направлении подлинные кованые ограждения, – говорит эксперт. – Несмотря на то, что они отнесены к предметам охраны. Вместо них установили гнуто-сварные конструкции – подражание, очень далекое от оригинала. Защитный слой кирпича ободран турбинкой».
Изменен так называемым ремонтом фасад здания на Верхнепортовой, 27. Фасады дома на Светланской, 11, на углу с Алеутской, с таким трудом воссозданные и отреставрированные в конце ХХ века, потеряли первоначальный вид в результате последней модернизации.
«Таких примеров вы и сами можете назвать множество, если пройдетесь по центру, – говорит Анна Мялк. – Конечно, администрация Владивостока может и должна заниматься своей собственностью, охраной памятников истории и архитектуры муниципального значения. Но все объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) во Владивостоке регионального значения. Занимается их охраной (реставрацию и ремонт обязаны производить за свой счет собственники) инспекция по охране объектов культурного наследия Приморского края, все работы должны производиться по согласованию с инспекцией».
«Что касается рекламных щитов – у нас вообще пещерный век, – считает эксперт в области охраны памятников истории и культуры. – Люди, которые приезжают во Владивосток из-за границы, судят о нашей (российской) культуре по городской среде, которая бросается в глаза в первую очередь. На главной улице города – Светланской, где сплошные памятники на протяжении километра, размещены шестиметровые и большие рекламные щиты. Образовалась новая объемно-пространственная среда, вызывающая дискомфорт и отвращение у людей хаотичными и агрессивными формами и цветом, изломанными пространствами. Из-за них исторического города не видно: ни улицы, ни памятников, ни скверов, ни моря. Что здесь можно сказать о нашей культуре, в том числе о культуре администрирования? Она, что называется, «налицо». Памятник–скульптура графу Муравьеву-Амурскому, которому Владивосток обязан своим появлением на свет, в окружении гигантских рекламных небоскребов вообще незаметен, его значимость полностью дискредитирована. А ведь этим впрямую нарушается законодательство об охране культурного наследия. О наведении порядка в этой области есть специальные поручения Министерства культуры РФ».