В конце января в СМИ появились сообщения о том, что весной текущего года возможен новый рост цен на бензин. Вопрос роста цен на топливные продукты важен для жителей России, имеющих в собственности автотранспорт, а для дальневосточников, где цены на моторное топливо традиционно выше, чем в западной части России, он еще более актуален. О проблематике ценовой политики на топливном рынке корреспонденту PRIMPRESS рассказали в Приморском региональном отделении Общероссийской общественной организации «Деловая Россия».
«Повышение цен на топливо, безусловно, будет. Вопрос в том, когда и будет ли это процесс резкий или постепенный? Уже год существует странная ситуация, когда стоимость моторного топлива на оптовой бирже выше стоимости на заправках ведущих ритейлеров. Цену на топливо «заморозили»» в прошлом году, и рано или поздно «разморозка» будет… », — рассказал информационному агентству Алексей Дешпет, руководитель промышленного комитета ПРО ООО «Деловая Россия».
По словам собеседника PRIMPRESS, повышение конкуренции на рынке АЗС в нынешних условиях — задача довольно-таки сложная. Отрасль, с одной стороны, состоит из ряда крупных игроков, с другой — подвержена прямому госрегулированию. Поэтому «чистые» рыночные механизмы здесь не работают. Изменение цены — это волевое решение либо правительства, либо самих топливоторгующих компаний.
«Рассуждения на тему «будет свой НПЗ — будет дешевый бензин» — вопрос достаточно неоднозначный. Не исключено, что даже если НПЗ будет рядом, то стоимость топлива будет все равно увеличиваться, потому что «такая конъюнктура рынка». Хотя НПЗ для экономики края нуженс точки зрения увеличения налогооблагаемой базы и рабочих мест. Кстати говоря, в соседнем Китае стоимость топлива стабильно растет с 2012 года – и это в условиях стабильного экономического роста в Поднебесной. Не было никаких подарков на Новый год населению в виде бесплатных литров топлива, не было понижения стоимости в связи с падением цены на нефть, нет никакой «конкуренции между АЗС». Только увеличение стоимости», — рассказывает Алексей Дешпет.
Приморское региональное отделение Общероссийской общественной организации «Деловая Россия» крайне озабочено сложившейся ситуацией, так как повышение стоимости топлива — это повышение издержек предпринимателей, которые и так на Дальнем Востоке выше, чем в среднем по России. Представители организации неоднократно говорили о том, что в отношении Дальнего Востока принципы геополитики и создания условий для развития экономики региона должны превалировать над рыночными. Особые режимы СПВ и ТОР, программа «Дальневосточный гектар» — это признание того, что здесь нужен особенный подход.
Этих мер недостаточно. Необходимо перераспределять структуру налоговых платежей между Федерацией и регионом. Зачем сначала отдавать, а потом выпрашивать в виде субсидий? Больше льгот жителям Дальнего Востока, больше современной комфортной среды проживания, больше развития предпринимательских инициатив, связанных с развитием туризма, сервиса и регионального производства», — убеждены «делороссы».
Председатель регионального отделения «Деловой России», общественный уполномоченный по вопросам осуществления предпринимательской деятельности на территории ТОРов, свободного порта Владивосток и иных особых экономических зон Алексей Тимченко в беседе с корреспондентом PRIMPRESS отметил, что нужны рыночные механизмы, которые при комплексном применении и поддержке государства дали бы долговременную стабилизацию топливных цен и даже их снижение для Дальнего Востока. Помимо строительства НПЗ, это датирование перевозок топлива для регионов Дальнего Востока, поскольку транспортный тариф дает существенную долю в ценообразовании. Еще один вариант – увеличение конкуренции на самом рынке, начиная от увеличения доли биржевых оптовых продаж топлива ритейлерам региона до увеличения количества АЗС в крае, особенно вне крупных городов.
«В любом случае надо применять рыночные механизмы с учетом специфики Дальнего Востока. Если будет рост стоимости топлива на АЗС, то это довольно быстро даст «бумеранг» на всю региональную экономику – ведь именно на коммерческом автотранспорте у нас перевозится большая часть товаров и оказываются услуги, микрогрузовики и микроавтобусы – основной «подвижной состав» малого и среднего бизнеса. Поэтому «топливный вопрос» остается открытым – его нужно решать системно, и власти должны работать вместе с бизнесом…» —резюмировал Алексей Тимченко.