В решении одной из самых наболевших проблем для приморских предпринимателей наметился сдвиг. Муниципалитетам вернули право распоряжаться землей. Но это – только часть большой системной работы в регулировании земельных отношений, которую органы исполнительной власти должны вести вместе с деловым сообществом.
В трех муниципалитетах – Артемовском городском округе, Шкотовском и Надеждинском районах – изменения по вопросу «земельных полномочий» вступили в силу уже с 1 января 2019 года. В апреле на всей территории Приморья полномочия по распоряжению земельными участками отойдут на муниципальный уровень.
«Многое говорит в пользу того, что город или район должен заниматься своей землей самостоятельно, – комментирует предприниматель, член совета Приморского регионального отделения «Деловой России» Роман Ершов. – Так было изначально. Потом система поменялась, и полномочия были переданы краю. Это решение имело свои плюсы и минусы, но, я считаю, муниципалитетам виднее, что и кому предоставлять на своей территории».
Земельные отношения в Приморье – одна из самых проблемных сфер регулирования. Навести в ней порядок можно только при полном взаимодействии краевой, муниципальной власти, Корпорации по развитию Дальнего Востока и бизнес-структур.
«Для улучшения ситуации необходимо тщательно анализировать каждый проект – строительный или по благоустройству – и принимать решения с учетом потребностей города и края, – считает Роман Ершов. – Когда речь идет о каких-то социально значимых объектах, будь то спортивные комплексы, театры, кинотеатры, дороги, развязки, даже если есть зацепки, позволяющие отказать в предоставлении земельного участка, приоритет должен получать тот проект, который даст хороший социальный толчок развитию района, города, края. Нужно искать пути реализации этого проекта, а не чинить препоны».
«Искать пути реализации» – зачастую задача повышенной сложности. Земельные проблемы в Приморье связаны с самими разными вопросами – это и подведомственные территории Минобороны, давно ожидающие передачи в краевую собственность, и КУРТ – зоны комплексного устойчивого развития территорий, после изменения правил застройки и землепользования накрывшие большую часть Владивостокской агломерации, и «права третьих лиц», и недоработки аукционной системы предоставления участков, и многие другие моменты, тормозящие экономический рост региона.
«Земельный участок должен быть предоставлен на платной основе, а принцип платности, к сожалению, у нас очень часто страдает, – рассказывает Роман Ершов. – Мы сейчас не рассматриваем льготные категории граждан, у которых свои тарифы, коэффициенты и так далее, мы говорим о бизнесе, который хочет получить землю в аренду. Общее правило: все – через торги. За исключением отдельных случаев. А что же делать с теми участками, которые были предоставлены под абсолютно разные виды деятельности в 1990-х, 2000-х гг., то есть десять и более лет назад? Тогда, во-первых, и аренда была другая, и виды бизнеса другие. Город, край развивались по другой траектории, не было ни ТОРов, ни свободного порта Владивосток».
Ситуация, по словам собеседника PRIMPRESS, складывается несправедливая для участников рынка и вредная в региональных масштабах. На одной чаше весов земельного конфликта могут оказаться интересы резидента свободного порта с проектом социальной важности, на другой – владельца незаконной парковки с договором аренды земельного участка, например, 1999 года, когда ее стоимость составляла еще 150 руб. в месяц. После индексации эта сумма возросла, допустим, до 20 тысяч в год, но она все равно не идет ни в какое сравнение с рыночной ценой 70 тысяч, которую мог бы получать бюджет города или края. Это неправильно и нелогично.
«Проблема серьезная, и ее нужно решать, – отмечает Роман Ершов. – Чтобы изменить ситуацию, «Деловая Россия» со своей стороны занимается, во-первых, законотворческой инициативой, участвует абсолютно во всех слушаниях любого законопроекта, который проходит слушания в деловых и общественных организациях на уровне города и края, во всех рабочих группах и советах, где выдвигает предложения по улучшению как инвестиционного климата, так и вопросов по обороту земельных участков в Приморье. Также мы непосредственно участвуем в разработке дополнений к закону о свободном порте Владивосток – сопровождением резидентов СПВ, потенциальных и уже действующих, занимается специальное подразделение. Мы помогаем каждому резиденту, которому проблемы с землей мешают вести бизнес».
«Помогать и не чинить препонов» – реализованный на практике, этот принцип обеспечит темпы опережающего развития ТОРам и свободному порту Владивосток, считают «делороссы». А чтобы правильно расставить приоритеты, нужна сильная политическая воля.
Председатель Приморского регионального отделения «Деловой России» Алексей Тимченко в разговоре с корреспондентом РИА PRIMPRESS отметил, что «делороссы» активно работают с властями региона для решения данной проблемы. «Характерно, что наш новый губернатор Олег Кожемяко занимает достаточно активную позицию в том числе в области регулирования земельных отношений. Он провел уже не одну встречу с представителями бизнеса, где были озвучены наболевшие проблемы, – те из них, которые требуют долгой бюрократической борьбы, губернатор взял на контроль. Насколько известно, для того чтобы люди могли в любой момент получить информацию о статусе заявления на предоставление земельного участка, в департаменте земельных отношений Приморского края будет открыта специальная горячая линия. Кроме того, информацию разместят на странице ведомства в сети Интернет. Мы продолжаем работать с властями в данном направлении», – отметил Алексей Тимченко.