«Мы прогнозируем возможность всероссийской забастовки АЗС!» - пригрозил в открытом письме Владимиру Путину глава Независимого топливного союза Павел Баженов. Он и его товарищи по топливному бизнесу заявляют: достигнутое между правительством и нефтяными компаниями соглашение о сдерживании цен на бензин и солярку окончательно их разорит. «Независимым АЗС останется только смотать шланги», – предупреждают авторы письма. Вот только почему их словам нет веры?
Разозлило бензоторговцев вот что. Как известно, 12 ноября после поручения Владимира Путина решить проблему роста цен на бензин вице-премьер Дмитрий Козак подписал договор с десятью крупнейшими отечественными нефтяными компаниями о стабилизации цен на моторное топливо. Правительство и нефтяники согласовали объем поставок нефтепродуктов в крупный и мелкий опт. Это позволит заморозить цены на заправках на уровне конца мая – начала июня 2018 года. Одновременно правительство приняло решение зафиксировать маржу между мелкооптовыми и розничными ценами на уровне не более 4%. Более высокий рост цен сразу же станет поводом для внимания антимонопольщиков и последующей проверки.
С одной стороны, это даже удивительно, что в стране нашлись люди, недовольные ограничением дикого роста цен на топливо. Однако же это так. Плач по дорогому бензину неожиданно прозвучал в исполнении так называемых независимых операторов – владельцев небольших, преимущественно региональных заправок и нефтеперерабатывающих заводов. В своем открытом письме, направленном на имя президента, они уверяют – они и так уже ничего не зарабатывают, а предпринимаемые правительством меры вообще приведут к их разорению. Мол, крупные вертикально-интегрированные нефтяные компании (ВИНКи) ограничивают поставки топлива, кроме того, они смогут выжить за счет экспорта и оптовых продаж бензина, а независимым продавцам деваться некуда. Так что надо повышать цены. В противном случае будет устроена стачка.
Оставим за кадром моральный аспект ситуации, при которой требование для соотечественников еще большего роста цен на фоне общего падения доходов иначе как скотством назвать сложно. Не будем сейчас говорить и о том, что угроза проведения топливной забастовки выглядит весьма похоже на экстремизм. Во многих регионах независимые операторы занимают до половины топливного рынка, в связи с чем одномоментная остановка всех АЗС приведет к транспортному, экономическому и социальному параличу. Рассмотрим лишь один аспект – почему независимые операторы так не хотят играть по единым для всех и прозрачным правилам. Оказывается, причина проста: похоже, слишком много легких и не всегда чистых денег придется тогда потерять.
Девиз российского бизнеса: «Прибедняйся!»
Взять, к примеру, Дальний Восток, где Приморский топливный союз попытался организовать с 14 по 16 ноября забастовку АЗС. Ранее его президент и учредитель Владимир Чирсков комментировал – мол, для сдерживания цен необходимо прежде всего создать равный доступ независимых операторов к покупке топлива, в связи с чем ВИНКи должны наполнить рынок достаточным объемом нефтепродуктов. Также крупные компании якобы завышают цены и поставляют бензин прежде всего на свои АЗС.
Вероятно, для граждан, не посвященных в тонкости деятельности топливного рынка, такие аргументы могут показаться серьезными. Однако данные, приведенные компанией «Роснефть», показывают обратное. Судя по статистике, только в течение текущего месяца в целях бесперебойного обеспечения внутреннего рынка топливом она почти в два раза увеличила нормативы биржевой торговли по бензинам. Также были превышены нормативы по продаже дизельного топлива. При этом поставки как на собственные АЗС, так и сторонним игрокам осуществлялись по единым для всех ценам, сформированным на базе биржевых индикаторов.
Вот и Владимиру Чирскову вряд ли стоит жаловаться. Только в сентябре принадлежащая ему компания нефтебаза ООО «Комплект-Сервис» получила 3274 тонны моторного топлива. Бензин и солярку Чирсков продает через принадлежащую ему сеть АЗС «Октант» – ее выручка в прошлом году составила 1,5 миллиарда рублей. «Комплекс-Сервис» выручил и того больше – 2,6 миллиарда. Согласитесь, не похоже, что топливный босс доедает последнюю горбушку.
Другим учредителем Приморского топливного союза является Юрий Чубко, владеющий ООО «Уссурнефтепродукт», нефтеперерабатывающим заводом «Голубая звезда» и сетью из 34 заправок. Его компании поставляют топливо всем крупным предприятиям Приморского края, отчего Чубко некоторые называют «бензиновым королем» Приморья. При этом сам Чубко вроде как предпочитает проживать в США. А что – в прошлом году заправки принесли под 1,5 миллиарда рублей, так что может себе позволить.
Само собой, терять сверхдоходы не хочется. Впрочем, эксперты признают – заявляя о потере доходов, независимые торговцы отчасти правы. Вот только лишаться прибылей из-за заморозки цен придется всем, и ВИНКам в том числе. Аргументы о том, что те все равно получат свое благодаря экспорту, по факту оказываются ничтожны – некоторые ВНИКи продают за рубеж только 2,3% от всего объема бензина класса «Евро-5». Все дело в том, что большие компании давно научились зарабатывать на сопутствующих товарах, предлагая посетителям своих АЗС кофе, закуски и всякую нужную в дороге мелочь. В итоге водителям гораздо приятнее и удобнее заехать на заправку с кафе и чистым туалетом, чем заправляться у «независек». К тому же, покупая у них бензин, с которым порой не знаешь, куда приедешь – домой или в автомастерскую.
Цепочка сверхдоходов
На самом деле проблема эта не выдумана. В комитете по энергетике Российского союза промышленников и предпринимателей признают – объем контрафактного и суррогатного моторного топлива на российском рынке достигает 60%. Причем основным источником самопального бензина, напрочь убивающего моторы, выступают как раз «независимые» заправки и связанные с ними такие же «независимые» нефтебазы и нефтеперерабатывающие заводы. Только в начале года были закрыты 2 мини-НПЗ и 30 заправок, торговавших контрафактом.
Действует система так. К примеру, имеется местный «топливный король» вроде того же Юрия Чубко (совпадение, конечно же, случайно), владеющий всей цепочкой – нефтеперерабатывающим заводиком, собственной нефтебазой и сетью заправок. По документам «независимый» НПЗ делает так называемый технический бензин, а по факту – настоящий. Правда, качество его так себе: купить хорошее новое оборудование частник не может – слишком дорого и денег жалко. Но какая разница, сколько проходит машина на этом суррогате, зато не надо платить акцизы, которыми облагается выпуск бензина.
Еще один источник сверхдохода – своя нефтебаза. Достаточно для вида купить у крупной компании партию качественного бензина, который затем можно разбавить, «улучшить» присадками и продать через собственную сеть заправок. И все – греби деньги лопатой!
Не потому ли так возмутились инициаторы «топливных забастовок», что в рамках подписанного с правительством соглашения крупные игроки призвали власти проверить работу независимых АЗС? «Независимые» АЗС привыкли осуществлять свою деятельность «в серой зоне» без ведения налогового учета, при отсутствии контроля за качеством и источниками происхождения реализуемых нефтепродуктов. Они не несут никакой ответственности за обеспечение потребителей нефтепродуктами, а в регионах «фактически монополизируют рынок, формируя цепочки фиктивных посреднических компаний и превращая их в центры прибыли», – отметили в «Роснефти».
Так что суть протеста, похоже, ясна, как белый день. Грянут проверки – настанет конец серым схемам, прикроется источник сверхдоходов. Ради их сохранения можно пойти на все, даже организовать забастовку и оставить регионы без топлива. Безумие? Что ж, не зря говорилось, что ради 300%-ной прибыли некоторые пойдут даже на преступление. А сколько получают «разоряющиеся» бензиновые боссы, мы уже знаем.