С момента задержания Игоря Пушкарева прошло две недели. Все это время федеральные и местные СМИ пытаются найти ответы на вопросы, связанные с делом мэра Владивостока. Тем временем ответы на некоторые из них PRIMPRESS нашел в интервью восьмилетней давности. Этот материал был опубликован 1 апреля 2008 года в деловом еженедельнике «Конкурент». В нем будущий мэр Владивостока рассуждал о членстве в Совете Федерации, коррупции в городе и отсутствии дорог. Текст интервью публикуем дословно.
В когорте приморских экономистов и политиков Пушкарев занимает особое место. В недавнем прошлом – самый молодой вице-спикер Законодательного собрания Приморского края, сегодня – один из самых молодых сенаторов России и главных претендентов на пост мэра Владивостока от регионального отделения партии «Единая Россия». До этого – еще и успешный бизнесмен. Во многом благодаря его таланту Первомайский судоремонтный завод и «Спасскцемент» стали жизнеспособными предприятиями. Как предпринимательский опыт помогает продвигаться в высших эшелонах власти, сенатор Пушкарев рассказал корр. «К».
- Игорь Сергеевич, пять лет назад в интервью «К» вы говорили, что в ближайшие 10-15 лет не готовы перебраться на работу в Москву…
- Мне просто не нравится этот город.
- Отчего так?
- Человеку живется хорошо там, где его ждут. А в Приморье у меня друзья, родные, близкие. При этом я приморец в третьем поколении: здесь живут мои бабушка с дедушкой, родители, и с 1991 года сам живу во Владивостоке.
Весь мой профессиональный рост связан с Приморским краем, и я вижу, какие у него перспективы и возможности. Если в Москве ты будешь одним из многих, то в крае, и во Владивостоке в особенности, можешь реализоваться как профессионал. Тем более когда край на пороге грандиозных проектов.
«Шишки набиваем»
- В ЗС ПК как самый молодой в истории парламента вице-спикер вы учились у более маститых депутатов. В Совете Федерации вы тоже учитесь?
- Всю жизнь надо учиться. Даже когда стукнет 70, все равно надо стремиться познавать новое. Ведь тогда растешь и в профессиональном плане. Кроме того, пока интересует новое, то есть существует цель, ты живешь.
- И какой самый важный урок вы вынесли для себя?
- Сложный вопрос. Это в первую очередь связано с людьми, которые тебя окружают. С кем ты добивался целей. Трудно, например, забыть пропуск первой печи, когда я руководил «Спасскцементом». Какую бы должность я ни занимал, она требовала решений, которые выражают мнение большинства, соответствуют его ожиданиям и настроениям.
Считаю, что мне повезло с коллегами – как на «Спасскцементе» и Первомайском СРЗ, так и в ЗС ПК и Совете Федерации. Со всеми находил общий язык, и многие меня поддерживают до сих пор.
- То есть, несмотря на головокружительную карьеру, для друзей и коллег вы остались прежним?
- Не считаю свою карьеру настолько головокружительной. Просто ставил перед собой определенную цель и старался ее осуществить. А без друзей и коллег ничего бы не получилось. Ни поднять на ноги «Спасскцемент» и «Первомайку», ни наладить эффективную работу краевого парламента. И это не просто слова. Посмотрите, в то время мы смогли поднять рейтинг ЗС ПК среди населения Приморского края с 1 до 10%. Сегодня опросы показывают, что жители положительно оценивают деятельность Законодательного собрания. Считаю, в этом есть некоторая заслуга моя и моих коллег-депутатов.
- Насколько работа ЗС ПК отличается от законотворческой деятельности в Совете Федерации?
- Я бы не стал сравнивать эти два законодательных органа. Почему? Потому что в ЗС ПК гораздо ближе находишься к избирателям. Совет Федерации – совершенно иной уровень, другие цифры. Там все на порядок сложнее. Но если рассматривать работу в этих учреждениях с точки зрения приобретения опыта в вопросах функционирования государственной власти, то его я получил колоссальный.
- Почему в России издается закон, а потом к нему в дополнение принимаются в неисчислимом количестве поправки?
- Качество подготовки законопроектов действительно оставляет желать лучшего. Но откуда это качество возьмется, если на протяжении многих лет фактически был взят курс на развал государственной системы? Сначала при Горбачеве это происходило в интересах западных государств, а затем при Ельцине – в интересах удовлетворения личных амбиций. Спасибо, что разрушили не все. Фундамент государственной системы кое-как сохранился.
Теперь стоит задача восстановить госсистему. Путь нелегкий, ведь созидать, как известно, намного тяжелее, чем разрушать. Поэтому и шишки набиваем при рассмотрении примерно 700 законопроектов в год.
Экономику разъедает коррупция
- Игорь Сергеевич, а как в Москве относятся к тому, что Владивосток уже год как обезглавлен?
- Плохо. Собственно, это одна из причин, почему деньги из федерального бюджета идут так медленно. Спрашивать-то не с кого! Пройдут выборы, ситуация изменится.
- Кстати, когда возвращаетесь из Москвы, вам не стыдно за Владивосток? Там-то дороги есть и хоть что-то строится, а здесь…
- Согласен, сравнение двух городов окажется не в пользу Владивостока. Но Москва уже построена, а столицу Приморского края только предстоит преобразить. Даже дух захватывает от того, что мы можем в этом поучаствовать.
- Стоит при этом так надеяться на саммит АТЭС?
- Нужно использовать все возможности. Саммит АТЭС – тот локомотив, который зацепит экономику города и всего края и раскрутит ее. В дальнейшем мы уже сами будем строить мосты, развязки.
- Хабаровск развивается безо всякого саммита?
- В Хабаровске власть работает в интересах своих жителей и бизнеса, а во Владивостоке все сложнее. Сегодня местный бизнес бежит в Хабаровск, Москву и Санкт-Петербург. Почему? Потому что в краевом центре процветает коррупция. Да что ходить далеко за примером: восемь лет назад ПСРЗ купил землю в районе военного городка. Принципиально решил оформлять участок без дачи взяток. И что вы думаете? Участок до сих пор оформляется. Можно было еще восемь лет назад начать на этой земле что-то строить, а сегодня – получить полезную инфраструктуру.
Жилье почему такое дорогое? Снова коррупция: 60% стоимости квартиры приходится на взятки. Хочешь построить дом, подключиться к электроэнергии – плати деньги. Причем бешеные: за 1 киловатт требуют от 11 до 16 тыс. рублей. Ладно небольшое строение, а если производство? Да оно не окупится никогда. А ведь эти деньги идут не в бюджет, они попадают в частные карманы. В таких условиях ни один инвестор не придет в город.
Единственные иностранные инвестиции во Владивостоке – отель Hyundai, который построили еще 10 лет назад. При этом несколько лет назад вокруг отеля раскопали все - ни пройти ни проехать. Зачем? Просто таким образом хотели заставить продать иностранных инвесторов всю долю в бизнесе. Кто после этого будет сюда инвестировать? У нас даже грузы по дорогам невозможно транспортировать без взяток. Коррупция разъела всю экономику…
- Как бороться?
- На мой взгляд, в городе, где коррупция стала системным будничным явлением, эти проблемы надо решать аналогично. То есть системно. Думаю, это станет основной задачей нового главы администрации Владивостока.
Чтобы здесь строили…
- Вы долгое время руководили предприятиями, которые осуществляют деятельность в значимых для Приморья отраслях, и могли сделать эти компании жизнеспособными. Между тем судоремонтная и строительная отрасли находятся в упадке. Поделитесь мнением, как исправить положение?
- Будут условия – будут судостроение и судоремонт. Никакой предприниматель не сможет обеспечить себе развитие без государственной поддержки. Думаете, судоверфь Hyundai самостоятельно стала крупнейшей в мире? Нет. В начале своего пути ее владелец, чтобы получить крупный заказ от Онассиса (известного судовладельца), заручился поддержкой собственного правительства. И сегодня эта судоверфь предоставляет сотню тысяч рабочих мест, а также является флагманом развития многих других отраслей: электроники, композиционных материалов, нефтехимии, металлургии.
В России принято решение о создании судостроительной госкорпорации. Это правильно. Но я бы еще выделил льготные условия той же корпорации Hyundai, чтобы она пришла сюда со своими технологиями. Чтобы здесь строила танкеры, которые понадобятся для транспортировки нефти, когда проложат нефтепровод…
- Зачем Hyundai приходить сюда, ей и так неплохо живется, зачем ей наши проблемы?
- А она желает получить заказы на строительство танкеров? Если да, то пусть размещает производство в Приморском крае.
«Свой – чужой»
- В душе вы еще предприниматель или уже до мозга костей чиновник?
- Прежде всего – россиянин, гражданин своей страны. Богатое государство – это богатые граждане. Не хотел бы быть чиновником. Моя цель – стать государственным деятелем, гражданином, каким в свое время был Петр Столыпин.
- То есть ваш идеал современного чиновника…
- Любой чиновник должен быть государственным деятелем. Делать все, чтобы из Владивостока не уезжали, а, наоборот, приезжали. Делать так, чтобы цены снижались или, по крайней мере, не росли, строились современные объекты. Вот это по-государственному. А «мелочь тырить по карманам» - это не по-государственному.
- Вы обмолвились про богатых. Имидж преуспевающих людей, в том числе и чиновников, служит неким показателем жизненного благополучия, которого хотят достичь многие. Как вы считаете, дорогая одежда, престижная марка автомобиля – это необходимые составляющие?
- Я бы не сказал, что необходимость. Просто существует система «свой – чужой». Это Билл Гейтс или Роман Абрамович могут позволить себе ходить в чем угодно, потому что их все знают. Любой другой должен одеваться, как принято в определенных кругах. Военные – в мундире, мэр – в костюме. На работе необходимо быть одетым соответствующим образом. Есть определенные правила поведения, и им необходимо соответствовать, иначе жизнь тебя вычеркнет из своего полноводного потока. Не поймут, например, если глава города будет ходить в майке и бейсболке.
- Вы азартный человек?
- Мой азарт – это работа. Ею я увлечен. Ведь любым делом необходимо заниматься с удовольствием. Мне вообще нравится работа, которой я когда-либо занимался.
- При Ельцине вошел в моду большой теннис, при Путине – дзюдо, при Медведеве, скорее всего, станет модным плавание или коллекционирование виниловых пластинок. Вы подвержены модным трендам?
- Времени мало, чтобы активно заниматься спортом. Хотя я люблю плавать в бассейне, но это ни в коем случае не дань моде. Поддерживаю физическую форму.