15 июля в Государственной думе пройдут слушания проекта поправок к законодательству, запрещающих открытую перевалку угля в портах, находящихся в городской черте, с 1 ноября. В результате Россия может лишиться до 50% экспорта своего угля. Под закрытие попадут 23 терминала с более чем 15 тыс. работников. Сильнее всего, это затронет порты Дальнего Востока. В Приморье повышенная зона риска — Находкинский городской округ, где экономика всегда была специализирована на портово-транспортном комплексе.
Скандальный проект поправок разделил общество на два лагеря: сторонники говорят об угольной пыли в домах, защите окружающей среды и экологической катастрофе, противники упирают на катастрофу экономическую, вспоминая 90-е, когда традиционные отрасли экономики в Находке развалились, наступила разруха и город оказался во власти криминала. Тот же кризис затронул и Партизанск, где закрылись шахты и сотни людей оказались без работы.
По мнению члена Совета Федерации Федерального собрания РФ Людмилы Талабаевой, законодателям важно принимать не сиюминутные, а системные и стратегически выверенные решения, отвечающие интересам страны, интересам жителей муниципальных образований.
Людмила Талабаева: «Если говорить о звучащей сегодня инициативе по запрету открытой перевалки угля в черте муниципальных образований, необходимо четко представлять себе возникающие проблемы.
На фоне падения стоимости нефти и введения западных санкций России критически важно удерживать каждую выигрышную позицию в мировой экономике. Сейчас мы занимаем третье место после Индонезии и Австралии по объемам экспорта угля. Налоги и социальные отчисления составляют более 60 млрд рублей. Все это дает работу в смежных отраслях для более полумиллиона человек. От рентабельности экспорта зависит и реализация целого ряда инвестиционных проектов в Сибири, на Дальнем Востоке, в Якутии. Это не только освоение новых месторождений, но и прокладка инфраструктуры к районам добычи. Создав ограничения в логистике, мы можем стремительно потерять позиции на мировом рынке, которыми воспользуются конкуренты. Наверстать позиции будет уже непростой задачей. Более того, это отразится и на экономическом росте внутри страны».
Если открытую перевалку угля в портах запретят, без работы может остаться каждый пятый житель Находки. Выиграют от таких мер только несколько крупных участников, убивших конкуренцию на рынке, — останутся крупные терминалы вне городов, которые еще не построены, а только запроектированы. По оценкам экономистов, при переходе на закрытый тип перевалка подорожает на 70–80%, что снизит конкурентоспособность российского угля.
Зампред комитета Госдумы по энергетике Дмитрий Исламов выражает мнение, что законопроект «вредный и не дающий результатов». По его словам, нужно бороться с пылью современными инновационными методами, обязать предприятия закупать защитные подпорки, экраны и орошающие пушки. «Сегодня перевалкой угля занимаются 23 порта, которые будут закрыты в случае принятия закона, это 60 млн тонн угля, — отмечает депутат. — Чтобы отменить открытую перевалку, нужно около пяти лет и не менее 150 млрд рублей на новые терминалы. Где взять эти деньги?».
В то же время многие эксперты отмечают, что в перевалке угля открытым способом ничего страшного нет. Этот абсолютно цивилизованный способ транспортной переработки груза широко используется во всем мире. Все дело в минимизации вреда. Основное условие здесь — сохранение зоны санитарной безопасности (500 метров от границы потенциально опасного объекта до жилого массива).
Напомним, что Владимир Миклушевский поручил руководителям предприятий Находки, специализирующихся на перевалке угля, выработать комплексный план действий для решения проблемы и минимизации ущерба от своей деятельности для населения и окружающей среды. Было решено создать единую санитарно-защитную зону для всех стивидорных компаний, уравняв их в правах, предъявляя ко всем единые требования.
«Терминал Астафьева» — один из первых находкинских участников рынка, специализирующихся на перевалке угля, который предпринял конкретные меры по борьбе с угольной пылью. Предприятие закупило дополнительные снегогенераторные пушки производства Южной Кореи, регулярно проводит полив открытых складов и очистку технологических проездов с помощью специализированной техники. Приморскими стивидорами приобретены дополнительные водяные пушки и системы по созданию завесы тумана над территорией угольных терминалов, приостановлена работа дробильных установок, расположенных в непосредственной близости от жилых застроек, увеличена частота орошения, идет обновление защитных экранов на терминалах, разработаны долгосрочные планы по модернизации своих производств. Все эти меры принесли ожидаемые результаты. По итогам мартовских исследований превышения допустимых норм содержания угольной пыли в пробах воздуха не обнаружено.
И эксперты-экологи, и многие жители Находки (согласно проведенным соцопросам) выступают именно за путь минимизации вреда – это оптимальный вариант, который поможет найти баланс между экологией и экономикой. В противном случае потери будут обширны.