Помните, как герои «Простоквашино» решили, что им нужна корова, но столкнулись с ситуацией «у нас денег нет»? Персонажи Успенского после этого пошли искать клад. А в наше время они, скорее всего, воспользовались бы краудфандингом.
Начнем с теории. Слово «краудфандинг» заморское и для многих незнакомое, но его основополагающий принцип известен испокон веков. Один человек (или одна компания) имеет идею, которая настолько хороша, что ее одобряют многие. И эти многие фактически скидываются. Деньги могут пойти на операцию для больного ребенка, выпуск интересной книги или создание инновационного гаджета – главное, чтобы цель зацепила людей, готовых поделиться средствами.
Возьмем не приморский, но очень свежий пример. Водитель скорой помощи из Новочеркасска лишился премии в размере трех тысяч рублей из-за того, что ради спасения жизни четырехлетнего мальчика оставил место несерьезного ДТП (по договоренности с водителем-виновником). Неравнодушные россияне со всей страны присылали деньги, от трех рублей до тысячи, и в итоге собрали для мужчины почти 27 тысяч рублей на «народную премию». Об этой доброй истории в минувший понедельник написало издание DonDay. Такая благотворительность, когда люди жертвуют средства, не ожидая получить что-то взамен, всем знакома и давно стала привычной.
А популярность набирает (да что уж – давно набрал) другой сценарий. Человек видит интересную ему инициативу, смотрит, что предлагают ее авторы, и фактически что-то покупает, жертвуя на проект. Организаторы проекта подготавливают лоты и указывают их стоимость. Считается хорошим тоном, когда специально создается что-то уникальное, что нельзя купить иным путем, но это необязательно. Обычно минимальный взнос – чисто символическая сумма, за которую положено максимум электронное «спасибо». Затем идут мелочи типа брелоков, личные благодарности, а самые высокие ставки – что-нибудь типа возможности посидеть за кулисами с известными музыкантами, получить прототип каких-нибудь самозашнуровывающихся кроссовок или пожизненный бесплатный доступ в учреждение. В основном все это реализуется онлайн на одной из нескольких краудфандинговых площадок.
С одной стороны, звучит так, словно речь идет о попрошайничестве. А с другой – возможностями краудфандинга пользовались известный еще с советского времени режиссер Гарри Бардин, не нуждающиеся в представлении рокеры «Би-2» и «Аквариум», писатель и актер Евгений Гришковец. Именно благодаря таким площадкам развиваются интересные молодежные проекты и стартапы.
Приморцы возможности прийти к своей цели, обратившись к широкой аудитории за поддержкой, тоже не упускают. С переменным, как водится, успехом.
Успех
Владивостокская архитектурно-дизайнерская команда Concrete Jungle в 2015 году выступила на Boomstarter с проектом «Семь сопок». Была поставлена цель собрать 300 тысяч рублей, собрано почти 420 тысяч рублей (на 39% больше). Обещанный результат – символическая композиция на площадке набережной Спортивной гавани: семь бетонных столбов, изображающих главные сопки Владивостока в масштабе 1:75 по вертикали, с подсветкой и озвучкой. Инсталляция должна была появиться еще прошлой весной, но пока, по словам организаторов, этому мешает бюрократия. Тем не менее этот проект можно смело приводить в пример в качестве успешного.
– Все тривиально: выбрали самую известную площадку, а почему решили воспользоваться таким методом – где еще взять поддержку? В наше время это источник финансирования проектов, который все знают. Людей интересовало участие в проекте, а не те фишечки, которые мы давали за взнос, – они были довольно условные. Конечно, есть и другие проекты, которые хотелось бы воплотить, есть много интересного. И такой способ сбора средств оказался очень удобным. Но чтобы собирать на новые проекты, нужно реализовать старый, иначе будет нечестно. Пока мешают вопросы с документами. Не знали, какой будет объем бумажной работы. С коммерческими проектами клиент решает этот вопрос без нас, а тут оказалось не так, – рассказал сооснователь Concrete Jungle Феликс Машков.
За минимальные 100 рублей вкладчик получал упоминание на сайте объекта, «как в титрах кино», за максимальные 90 тысяч – упоминание на сайте объекта и создание индивидуального фанерного изделия.
Провал
В прошлом году в местной прессе стала появляться информация о съемках фильма о приморском Heavy metal с громким названием «Про метал. Темная сторона». На площадке Planeta была поставлена цель собрать 180 тысяч рублей, но пожертвования составили меньше 36 тысяч рублей. В итоге создатели ленты доснимают ее собственными силами, а показы будут платными.
– Я считаю, дело в том, что люди из нашей аудитории не особенно заинтересованы в окончательном результате. Участие в проекте приняли очень многие, и, если бы каждый скинулся по 300 рублей, нужная сумма набралась бы. Это кажется справедливой ценой за появление в фильме, но люди спокойно оставляют в барах две-три тысячи, а тут не захотели. Да и оказалось, что многим удобнее прислать деньги напрямую на карту, а не регистрироваться на каких-то площадках. Но мы ведь хотели сделать все официально, прозрачно, через договор… Если бы собирали сейчас – просто открыли бы счет на «Яндексе», как нам и советовали, – констатировал соавтор фильма Владимир Гирявец.
Перевести можно было любую сумму, за 300 рублей получить официальную благодарность по электронной почте, а предельная сумма в 50 тысяч гарантировала права генерального спонсора.
В процессе
Голос Люси Алексеенко, она же ЛюSEA, в «нулевых» стал очень известен по песне «Дороже золота». Владивостокская певица с тех пор выступала на разных площадках и записывала песни в сборниках, а вот средства на первый студийный альбом решила собрать с помощью площадки MainTrust. Сбор еще идет, и сейчас собрано 81% от окончательных 350 тысяч.
– Осталось совсем немного до завершения сбора. Альбом уже записывается. Сумма, которую мы заявили в проекте, рассчитывалась по примерной смете 35 тысяч рублей на запись одной песни, а песен всего десять. Кто-то анонимно прислал 50 тысяч и даже не обозначил, чего хочет… А стоимость лотов – например, цифровой версии альбома раньше, чем она появится у других, – разумная. Недавно появился лот – сережка Люси. Она очень любит серьги, у нее их целая коллекция, и так делится тем, что для нее дорого. Наши дела основываются исключительно на связи с другими людьми, и человеческие отношения – это тот самый ресурс, за которым будущее. Средства привлекаются в первую очередь за счет нашей работы, концертов, а площадка – это только инструмент. Она могла быть и другой, – говорит Сергей Карепанов, промоутер ЛюSEA.
Минимальная сумма взноса здесь фиксированная - 200 рублей, и за нее ничего не обещается (точнее, виртуальное «спасибо»). За 100 тысяч щедрый спонсор получит десяток новых пластинок и вечные контрамарки на двух персон.
Кстати
Инвестплощадка MainTrust анонсировалась в преддверии IT-форума «Дальинфоком-2016». Амбициозный приморский проект должен был работать в трех направлениях: поиск прямых инвестиций для стартапов, кредитование для предпринимателей и краундфандинг для культурных и социальных проектов. Но сейчас на сайте можно увидеть всего три проекта, один из которых уже завершился неудачей.
Сбор средств с помощью краудфандинга у нас пока удел преимущественно творческих людей. А еще важно быть узнаваемым (чем ближе к статусу бренда, тем лучше), предложить действительно интересную идею и дать что-то достойное взамен.
Популярнейшая владивостокская группа «Марлины» собрала на альбом «Дыши жабрами» в два с половиной раза больше средств, чем было запланировано. А вот двое приморцев с проектом «Россия, или Туда и обратно», которые хотели собрать 85 тысяч рублей и отправиться в автопутешествие Владивосток – Москва - Владивосток, получили на той же площадке 350 рублей…