Закладка первой трамвайной линии во Владивостоке состоялась 23 июня 1908 года на улице Светланской рядом со сквером имени Невельского. По традиции в вырытую яму бросили несколько монет, опустили медную доску с надписью о закладке трамвая и залили ее бетоном. Но средств города хватило только на строительство рельсового пути от ул. Луговой до ул. Петра Великого. Дальнейшая работа была приостановлена.
Днем рождения владивостокского трамвая считается 9 октября. Именно в этот день 1912 года по дороге, проложенной по ул. Амурской и ул. Светланской, впервые проехали деревянные вагончики бельгийской постройки. В первом вагоне помещались исключительно начальствующие лица со своими женами. Через несколько минут вышли второй и третий вагоны. Они ходили в течение дня и бесплатно катали желающую публику до вокзала и обратно. Регулярное же движение началось 27 октября. На конечной остановке вожатый переходил со своей площадки на противоположную и двигал трамвай в обратный путь.
Пик развития трамвая во Владивостоке пришелся на 1992 год. Трамвайный парк насчитывал 140 вагонов. Длина трамвайных путей составила более 40 километров. Количество трамваев, ежедневно выходивших на линию, – более 100 единиц.
В 1994 году на муниципальном транспорте Владивостока была полностью отменена плата за проезд. Муниципальные трамваи, троллейбусы и автобусы стали содержаться за счет средств городского бюджета. Бесплатный проезд ввел тогдашний мэр Черепков незадолго до выборов в городскую Думу. В знак благодарности многие проголосовали за сторонников Черепкова.
На данный момент во Владивостоке сохранился единственный маршрут – № 6 Минный городок – Сахалинская. Цена проезда составляет 14 рублей, ежедневно на маршрут выходит 13–14 составов. Время оборотного рейса – 56 минут.
Стандартная длина трамвайного рельса составляет 12,5 метра, однако при желании заказчика длина может быть уменьшена, но она должна быть не менее шести метров. Цифры в типах рельсов обозначают массу в килограммах на один метр рельса. Например, Т58 означает, что один метр этого рельса весит 58 килограммов.
Трамвайные рельсы отличаются от железнодорожных химическим составом и структурой стали, а также наличием термообработки. Вследствие этого трамвайные рельсы имеют большую прочность, твердость, износостойкость и сопротивление разрыву. Однако вследствие повышенного содержания углерода усиливается и хрупкость трамвайных рельсов.
Изготовляют рельсы преимущественно из мартеновской стали на специальных рельсобалочных прокатных станах. Для стрелочных узлов и для кривых малых радиусов могут применяться литые рельсы. Для производства используют непрерывно литые заготовки из стали кислородно-конвертерного или электропечного производства, подвергнутой внепечной обработке.
Трамвайные рельсы, в отличие от железнодорожных путей, оснащены специальным желобом, предназначенным для выступа вагонного колеса. Благодаря этому выступу трамвай способен проходить в повороты меньшего радиуса, чем железнодорожные вагоны.
Работы по демонтажу рельсовых путей состоят из поэтапной разборки абсолютно всех элементов верхней части полотна. После разборки проходит сортировка на металлолом и старогодные – те, которые можно продать или продолжить эксплуатировать на другом участке пути. Технически правильно исполненный демонтаж железной дороги даст возможность получить ее владельцу максимальную прибыль. Грамотно демонтированные рельсы с сохраненными в ходе работ потребительскими свойствами будут стоить в полтора, а иногда и в два раза больше, чем просто металлолом. Однако при этом значительная часть демонтированных рельсов не подлежит дальнейшему использованию и списывается как отходы.