Бывший директор приморского филиала ФГУП «Почта России», первый заместитель секретаря регионального отделения «Единой России» Андрей Брик приступает к работе в мэрии Владивостока в качестве вице-мэра - начальника управления по вопросам топливно-энергетического комплекса. В этой связи в административных и околовластных кругах крепнет убеждение: именно Брика готовят к занятию должности главы администрации через статусы вице-, а потом исполняющего обязанности. В газетных архивах PRIMPRESS нашел 13-летней давности интервью с героем (опубликовано 3 февраля 2004 г. в деловом еженедельнике «Конкурент»).
В юности Андрей Брик, ныне начальник приморского управления «Почты России», был хоккеистом. Вид спорта, в котором сочетаются скорость, смелость, выносливость и чувство команды, лучше всего подходил ему по темпераменту. Впрочем, в то время в хоккей не играли только ленивые. Но вот «Золотая шайба» 1976 года как лучшему защитнику края — это уже кое-что значит. Институт, комсомольская карьера. Рядом с учебниками — талмуды вождей и спортивные снаряды. В 28 — молодой инженер, уже отец двоих детей — стал директором районного предприятия связи. Рассказывают, что своими дерзкими проектами Брик сначала смутил опытных коллег, а когда воплотил свои замыслы, то завоевал уважение среди людей далеко за пределами поселка. Возглавив краевое управление «Почты России», опытный руководитель с той же энергией принялся за его преобразование.
— Вы серьезно сказали насчет спорта, что «это школа успешной карьеры»?
— Это школа характера. Спорт с юности учит тому, что любое достижение дается трудом, но при этом нужно уметь и рисковать. Я до сих пор стараюсь поддерживать себя в форме: играю в баскетбол или в хоккей, а недавно встал на горные лыжи.
— Чему тогда азартного спортсмена мог научить комсомол?
— Умению ладить с людьми. О комсомоле у меня самые хорошие воспоминания. Этот этап жизни в 15 лет дал мне почти все — и опыт, и друзей. Без них я бы вряд ли так рано чего-то добился. Мне всегда везло на поддержку. В трудную минуту со мною рядом были старшие товарищи. Это известные в крае люди.
Я стал начальником в 28 лет. На пустом месте построили в Кавалерово четырехэтажное здание и необходимые строения. Сейчас это межрайонный узел электросвязи. Сначала никто не верил, что получится: откуда брать деньги? А мне удалось выбить на это строительство строчку в федеральном бюджете и краевом бюджете.
— Какой для вас главный принцип в управлении?
— Я стараюсь никогда не останавливаться перед трудностями. Но всегда помню, что не стоит и увлекаться, если не хочешь навредить делу. Всегда пытаюсь найти компромиссное решение.
— После перестройки перед вами не стояла проблема морали: вы возглавляли государственный орган, который вынужден становиться конкурентоспособным бизнесом?
— Если говорить откровенно, то проблемы смены идеологии меня не касались. У меня всегда было слишком много необходимой людям работы, чтобы задумываться о неправильной политике партии или о беспринципности новой экономики. Просто делал свое дело, которое мне интересно и в котором я хорошо разбираюсь. От него зависит жизнь любого общества, каким бы оно ни было. Сверхсовременной структуре – быть!
— В конце прошлого года структуру отечественной почты стали коренным образом изменять. Для чего?
— Реструктуризация федеральной почтовой службы — это экономическая мера, направленная на повышение эффективности работы. По плану реструктуризация будет завершена к середине 2004 года. Функции 92 независимых региональных предприятий возьмет на себя недавно созданное ФГУП «Почта России». За счет консолидации управления планируется увеличить качество услуг почтовой связи, в частности, довести время доставки корреспонденции до международных стандартов, а также увеличить рентабельность компании с нынешних 2% до 10. После этого планируется «Почту России» преобразовать в акционерное общество.
— Что это даст Приморью?
— Во-первых, на территории страны будет действовать единая тарифная политика. Централизованная доставка сообщений позволит сэкономить на магистральных перевозках. Кроме того, государство сегодня активно внедряет программу информатизации территории. Почта в этом процессе играет основную роль.
Сегодня для нас первоочередная задача — создать современную инфраструктуру на базе уже имеющейся сети почтовых пунктов и отлаженной системы внутренних, межрегиональных и международных отношений. Надо сказать, мы прилагаем все усилия для того, чтобы сохранить почтовые пункты: ни один из них не закрыт, напротив, открываются новые.
— Хотите сказать, что скоро в отдаленных деревнях края будет Интернет?
— В соответствии с федеральной программой «Электронная Россия» первым нашим шагом было создание в 50 населенных пунктах Приморья на базе почтовых отделений локальных бизнес-центров, куда любой может прийти и воспользоваться электронной почтой, напечатать информацию, войти в Интернет, сделать ксерокопию. По статистике, число пользователей глобальной сети в крае растет каждый месяц на 10%.
Следующий этап — внедрение спутниковой связи. В прошлом году купили 30-метровую вышку, сейчас ее устанавливают в поселке Новопокровка на почтовом узле. Вышка обеспечит район связью и телевидением. Мы ориентируемся на опыт Ростовской области, где вся территория была охвачена за счет 300 передатчиков.
— Москва инвестирует в эти проекты?
— Пока все осуществляется за счет собственных средств и помощи краевых властей. К примеру, содержание почтовых пунктов в северных районах Приморья приносит в год до 1,2 миллиона рублей убытков. Нам удалось договориться с краевой администрацией о получении дотаций на осуществление доставки в эти районы почтовой корреспонденции.
— Ощущает ли почта преимущества от близости к странам АТР?
— Безусловно. Традиционно международная почта из азиатских стран и обратно проходит через Приморье. Мы постепенно интегрируемся в азиатский рынок. Главные наши партнеры — Китай и Корея.
— Вы говорили о повышении рентабельности почтовых предприятий. За счет чего этого можно достигнуть?
— Мы начали с технического переоснащения центральных почтовых пунктов. Сегодня во Владивостоке создан и функционирует современный узел связи. Далее мы отказались от железнодорожных перевозок в некоторые районы края и наладили более эффективное автомобильное сообщение. Затем существенно расширили сферу деятельности.
В конце прошлого года была организована курьерская служба, которая за месяц работы подписала договоры уже с 20 корпоративными клиентами. Создан «Почтовый торговый дом», который совмещает функции существовавшего некогда «Посылторга» и торговли товарами по каталогам, в том числе и известных европейских марок. В идеале почта должна предоставить столичный ассортимент для клиента из самой отдаленной деревни.
И, наконец, особое внимание уделяется экономии ресурсов. Мы поставили 15 теплосчетчиков, 7 водомеров — в итоге сэкономили 50% затрат по этой статье.
— Как защитить почтовое отделение от того, чтобы оно не превратилось в магазин?
— Я смотрю на эту непрофильную деятельность как на социальную работу, которую никто, кроме почты, не делает. В деревнях почтальоны выступают в роли курьеров — доставляют на дом пенсионерам продукты. Цены не выше, чем в магазине. Разумеется, речь идет не о скоропортящихся товарах, поскольку почтовые отделения не имеют специального оснащения.
— Вы не боитесь конкуренции со стороны почтовых служб с мировым именем и соответствующими возможностями?
— Сегодня на рынке России порядка 100 компаний оказывают почтовые услуги. В Приморье — около 15. С некоторыми, как, например, с «ЕМС-гарантпост», мы наладили тесные партнерские отношения. Нашими услугами пользуются те же DHL, UPS, а также местные курьерские службы. Думаю, у «Почты России» большие перспективы. У нас есть несколько серьезных преимуществ. Во-первых, почта — это имидж, марка, которой население доверяет, и мы стараемся сохранить это доверие. Во-вторых, почта сберегла инфраструктуру, которой нет ни у какого другого предприятия, и мы активно ее расширяем и модернизируем.
— Многие жалуются, что если бы не официальный статус почты, то ее длинные очереди (особенно в периоды сдачи документации) охотно бы сменили на комфортные офисы других компаний. Что вы думаете по этому поводу?
— Проблема очередей — это одна из основных забот сегодня. Мы проводим реконструкцию центрального отделения связи (переделываем вход, строим новый бизнес-центр), а также планируем ввести особый отдел для приема документов.
В идеале почтамт должен стать бизнес-центром, где очереди регулировались бы специальным электронным указателем, как в Москве или Челябинске. С другой стороны, недавно созданная курьерская служба готова предоставлять услугу получения и доставки любых документов. Для этого у нас есть все: сеть, транспорт, курьеры, оснащенные мобильной связью и мобильными кассовыми аппаратами.
— Очевидно, преобразования требуют новых специалистов и адекватных современной экономике менеджеров. Как вы решаете кадровую проблему?
— Мы привлекаем молодых менеджеров. Однако моя позиция — максимально использовать имеющийся потенциал. Вкладываем в обучение специалистов. В прошлом году 30 человек поступили в Сибирскую академию телекоммуникаций на специальность «экономика и управление на предприятиях связи». На текущий год я получил уже более 50 заявок от наших сотрудников, которые хотят повысить свою квалификацию или получить высшее образование.
— Легко ли вы расстаетесь с теми, кто плохо работает?
— Ротация кадров неизбежна в работе такого большого предприятия, тем более во время реструктуризации. У нас, например, более пяти тысяч работников. Решения принимаю твердо, но до сих пор каждое увольнение воспринимаю болезненно. Я так воспитан, что увольнение — это для меня крайняя мера. Стараюсь понять человека, найти компромисс.
Вообще, на почте свои традиции: чествование ветеранов, конкурсы профессионального мастерства. Все праздники проводим вместе в своем клубе. И я нахожу, что это яркое подтверждение той комсомольской корпоративности, которая помогает людям работать и которой, к сожалению, многие люди в современном обществе лишены.
— Вы часто пользуетесь «Почтой России» для отправки писем?
— Пользуюсь, наряду с электронной почтой.
— Не боитесь того, что, когда у каждого будет компьютер, люди перестанут покупать марки и конверты?
— Нет, я убежден в том, что письмо — это вещь человеческая. Оно будет всегда, несмотря на достижения прогресса. Бумагу, вырванную из тетради, и живой почерк человека не заменит ни факс, ни компьютер. Кстати, похожие сомнения уже возникали в истории: когда изобрели кинематограф, многие предрекали смерть театру. Что касается, компьютеризации, то это — атрибут деловых отношений.