2025-02-21T12:43:38+10:00 2025-02-21T12:43:38+10:00

Подземки Владивостока превращаются в злачные места

Корреспондент PRIMPRESS разбирался, как быть с «детскими шалостями»

21 февраля 2025, 12:43
Анна Кравченко

Фото: Анна Кравченко
Фото: Анна Кравченко | Подземки Владивостока превращаются в злачные места

Подземные переходы являются важной составляющей городской среды. Однако, пожалуй, только в центральной части Владивостока в них можно спуститься и не испытать ужас вперемешку с отвращением. Подземные переходы давно стали неофициальной площадкой для своеобразного самовыражения. Некоторые из них сегодня вполне можно назвать злачными местами. Корреспондент PRIMPRESS решил разобраться в вопросе.

Суть вопроса

Как уточнили в администрации города Владивостока, в муниципальной собственности на данный момент находится 16 подземных переходов. В четырех из них на этот год запланирован восстановительный ремонт, в первую очередь, это работы по ремонту входных групп. Что касается стен, то это скорей ситуационная история. Дело в том, что поймать нарушителей, которые уродуют стены подземок граффити, не имеющими никакой художественной ценности, удается поймать крайне редко. В большинстве случаев на ликвидацию такого «творчества» уходят бюджетные средства.

По мнению граффити-художника Макса Майза, суть проблемы лежит в отсутствии понимания эксплуатации материалов.

«Переходы сделаны из разных материалов: какие-то из мрамора, какого-то сайдинга, керамогранита или иных материалов. Соответственно, любой из этих видов требует соответствующего содержания, – поясняет художник. – Когда материалы по определенным причинам начинают разрушаться, или, например, появляется течь, встает вопрос о ремонте, и не всегда он проводится оперативно. Соответственно, переход ветшает».

Другая сторона вопроса – экономическая обоснованность. Иными словами, при каких условиях подземный переход будет дольше опрятно выглядеть при меньших затратах: расписанный художественными граффити, которые с определенной периодичностью нужно обновлять, или покрашенный и оштукатуренный, но нуждающийся в регулярных мероприятиях по ликвидации стихийных граффити?

Автора!

Как правило, авторами стихийных граффити в подземных переходах являются дети и подростки, гораздо реже – взрослые люди.

«Вообще нельзя однозначно дать оценку природе такого «творчества», – отмечает психолог Полина Мансурова. – Авторы таких граффити могут быть очень воспитанными, но им нужно обязательно где-то «выгуливать свой протест». Конечно, для подростков вообще в принципе нормально проходить такую историю, как «я могу позволить себе нарушить правила». Это один из элементов сепарации. Им куда-то нужно «выгулять» ту часть личности, которая борется за внутреннюю свободу. Но есть и хулиганы, которым нужны эмоции, связанные с опасностью, с выбросом адреналина».

Важным фактором, побуждающим к созданию стихийных граффити, по словам экспертов, является реальное состояние объектов, где это так называемое творчество рождается. Именно так работает теория разбитых окон: там, где появилось одно разбитое окно, выбивают остальные.

«Включается вирусный эффект, – поясняет психолог Полина Мансурова. – Если чисто и видно, что есть видеонаблюдение, видно, что за территорией ухаживают, то, соответственно, люди не будут портить имущество и наносить на стены непонятные надписи или рисунки».

Что делать?

И художник, и психолог сходятся во мнении относительно того, что решить проблему полностью не получится: стихийные граффити были, есть и будут. Во многом это связано именно с психологическим фактором, но и административный также имеет важное значение.

«Надо ли как-то пытаться детей убедить, что не надо писать там свое имя? Ну, как будто бы, может быть, и нужно, но кажется, что лучше пропагандировать, что они могут прийти и написать свое имя легально. А для этого можно какие-то конкурсы устраивать», – размышляет Макс Майз.

Об этом же говорит и Полина Мансурова:

«Повлиять на ситуацию можно, если, например, организовать турниры по росписи стен в подземных переходах. Наверное, для некоторых важно получить свою порцию славы: в таком случае можно провести трансляцию такого соревнования».

Кроме того, в качестве возможного варианта борьбы со стихийными граффити художник Макс Майз предлагает наносить на стены подземных переходов изображения, чтобы «детские шалости» как будто бы вписывались в контекст. Тем более, такие разработки уже есть.

«Белую стену надо перекрашивать целиком, чтобы она выглядела целиком одинаково белой. А в росписи можно подкрасить кусочек: например, нарисовать там шарик, звездочку, и все будет как будто бы так и должно быть. То есть затраты на ликвидацию стихийных граффити могут быть в разы меньше», – объясняет художник.

Как ни крути, а решение проблемы деградации подземок, в частности появления стихийных граффити, вновь и вновь упирается в деньги.

Новости партнеров

Фоторепортажи