Приморский край — это ворота в Азию, со странами которой Россия активно развивает стратегическое партнерство. Поэтому совершенствование транспортной логистики в этом регионе — одна из важных задач местных и федеральных властей. Значимым шагом в развитии логистики стала автоматизация отрасли, и в этом направлении у региона уже есть достижения. В 2023 году Приморский край достиг 71% цифровой зрелости и вошел в 20 регионов, достигших наиболее высоких результатов, хотя стратегия региона предполагала 70% только к 2024 году. Рассказываем, как проходит автоматизацию и цифровизацию транспортная логистика и какие есть сложности.
Достижения последних лет
Активную цифровую трансформацию проходит морской порт Владивостока. В ноябре 2023 года его подключили к системе одного окна мультимодальных перевозок, что позволило оформлять документы в электронном виде. Таким образом, морской торговый порт Владивостока принял участие в эксперименте по созданию национальной цифровой транспортно-логистической платформы «ГосЛог». Цель ее создания — ускорить доставку грузов, упростить и ускорить документооборот, снизить расходы на бумагу и оргтехнику.
В работу порта внедрена новая система информационной обработки, которая позволяет удаленно зарегистрировать груз и оформить все документы на него. Кроме этого, в 2024 году запустили пилотный проект по использованию электронных навигационных пломб — в специальном приложении работники порта могут отслеживать, как контейнеры с грузами пломбируют и перемещают.
Также создан и запущен цифровой двойник порта — виртуальная модель, которая позволяет заранее просчитывать швартовку, определять, где рациональнее размещать прибывающие контейнеры, и планировать другие действия в порту. Все это теперь помогает обрабатывать грузы всего за 4–8 дней.
В международном аэропорту Владивостока центр питания переведен на дистанционное управление. Благодаря этому оперативные переключения ускоряются, риск ошибок персонала минимизируется. В работу справочной службы внедрен виртуальный голосовой помощник, который отвечает на звонки в течение 3 секунд и дает консультации по самым разным вопросам: расписание, фактическое время вылета и прилета, правила перевозки и многое другое.
При перевозке грузов на Дальнем Востоке внедряются GPS-трекеры и NFC-метки, которые позволяют отслеживать в режиме реального времени перемещение грузового транспорта. Это помогает компаниям точнее прогнозировать сроки доставки, планировать более рациональные маршруты, выявлять недобросовестных перевозчиков и отказываться от дальнейшего сотрудничества с ними.
Продолжается переход логистических компаний на электронный документооборот, они постепенно присоединяются к ГИС ЭПД. В разных видах перевозок транспортные накладные, путевые листы и другие документы создаются в формате XML специальными программами, их формируют, заполняют и пересылают с помощью специализированного сервиса. Это минимизирует риск ошибок, ускоряет процесс документооборота, обеспечивает надежное хранение документов.
Перспективы 2025 года
Участники рынка транспортной логистики и грузовых перевозок, говоря про 2025 год, выделяют несколько ключевых трендов, которые будут определять развитие отрасли по всей России. Это активный рост электронной коммерции, рост производства в отдельных сферах — например, в мебельной. Также увеличивается спрос на комплексную логистику, повышается тоннаж международных грузоперевозок.
Все это в сочетании с вызовами последних лет подталкивает компании оптимизировать процессы — в первую очередь через применение современных технологий и автоматизацию. Все активнее внедряются системы WMS и TMS, роботы для работы на складе; искусственный интеллект для прогнозирования заказов, формирования маршрутов; технологии блокчейна и интернета вещей для отслеживания доставки грузов, и многое другое. Эти тренды будут актуальны и в 2025 году.
Транспортная логистика Приморья продолжает развиваться в направлении цифровизации, не отступая от общероссийских трендов. Так, в конце 2024 года сервис единого окна, к которому первым подключился морской порт, запустили для всех грузоперевозчиков.
Отдельное внимание стоит уделить инициативам на территориях опережающего развития (ТОР). В пригороде Владивостока, в ТОР «Приморье», строится транспортно-логистический хаб, который рассчитан на грузопоток более 3 млн тонн в год, для погрузки, выгрузки, хранения и перевозки грузов автомобильным, железнодорожным и морским транспортом. На территории ТОР «Михайловский» вблизи городов Артем и Арсеньев строится транспортно-логистический центр «Артем» с уникальной технологией ускоренной обработки контейнерных поездов. Ввести его в эксплуатацию планируют в 2027 году.
Также на территориях опережающего развития возводят логистические центры Ozon и Wildberries.
Немного о трудностях
Цифровизация логистики на Дальнем Востоке в целом и в Приморском крае в частности показывает хорошие результаты, но проходит неравномерно. Как показала аналитика «Яндекс Магистрали», большое количество заводов и предприятий Приморья заинтересованы в современных технологиях, понимают их значимость, и положительно относятся к российским ИТ-продуктам. Однако 20% респондентов все еще не доверяют цифровым инструментам и боятся, что после их внедрения нарушатся рабочие процессы.
Есть и другие факторы, которые тормозят цифровизацию логистики в Приморье. У небольших компаний недостаточно средств на закупку ПО, оборудования, обучение персонала, наем новых специалистов для работы с «цифрой».
Также не хватает квалифицированных кадров в IT. В Приморье в 2024 году наблюдалась самая большая доля вакансий для IT-специалистов (в частности, в логистических компаниях) от всего Дальнего Востока — она составляла 38%. Усугубляет эту ситуацию отток населения из региона: за последние 20 лет оно сократилось на 235 тыс. человек. Только за январь – май 2024 года из Приморского края уехали 6,3 тыс. человек.
Есть сложности и с кадрами для логистических компаний: в 2024 году в сфере транспорта и логистики не хватало 64,6 тыс. сотрудников, в среднем на активную вакансию приходит всего 1-2 резюме.
Тормозит цифровизацию в Приморье еще и то, что компании часто подвергаются хакерским атакам. На Дальний Восток приходится 15% зараженных вредоносным ПО инфраструктур, 60% хакерских атак происходит в Приморском крае.
Однако эти проблемы решаемы. Директор по развитию продукта «Яндекс Магистрали» Александр Гаврилов отмечает, что для преодоления страха перед цифровизацией руководителям нужно изучать примеры, когда она принесла компании прибыль, посещать специализированные конференции и объяснять сотрудникам, чем выгодны новые технологии. Недостаток средств помогут компенсировать региональные и федеральные меры поддержки — например, участие в проекте «Цифровое Приморье»: важно лишь выбрать, какие из них подходят для данной компании.
Находить необходимые кадры помогут сотрудничество с вузами и учреждениями СПО — подготовка студентов под задачи конкретного бизнеса, а также переподготовка уже работающих сотрудников. А от киберугроз защитят противовирусное ПО, система сетевой безопасности и кибергигиена персонала.
Цифровизация и автоматизация транспортной логистики — залог организации быстрой и качественной доставки грузов, быстрого и правильного оформления необходимых документов, а значит, и лучшей работы бизнеса. В 2023–2024 годах было многое сделано для технологического развития отрасли, и в наступившем году ожидается дальнейшая цифровизация логистических операций, их интеграция, бесшовное взаимодействие для максимально эффективной работы.