2024-10-16T17:40:44+10:00 2024-10-16T17:40:44+10:00

К чему приводит отказ от цифровизации заводы и предприятия Приморского края?

16 октября 2024, 17:40

Фото: предоставлено Александром Гавриловым
Фото: предоставлено Александром Гавриловым | К чему приводит отказ от цифровизации заводы и предприятия Приморского края?

Интерес к цифровизации с каждым годом растет. Это уже не тренд, а обязательное условие для предприятий, которые хотят качественно развивать бизнес. Мы поговорили с Александром Гавриловым, директором по развитию продукта «Яндекс Магистрали», о том, чем заводам и предприятиям Приморского края грозит отказ от цифровизация и с чего ее стоит начинать.

Как сегодня цифровизируются грузоперевозки в Приморье?

– Использование технологий позволяет компаниям снизить потребность в человеческом ресурсе, что особенно важно в условиях дефицита сотрудников в сфере логистики, и повысить скорость проведения рутинных операций. Например, благодаря электронному документообороту (ЭДО) заводы и предприятия сокращают время подготовки оформления транспортных накладных, счетов-фактур и других документов, а также снижают риск ошибок.

Еще одно преимущество – это повышение безопасности движения груза. С помощью GPS-трекеров и других технологий компании отслеживают местоположение грузов в режиме реального времени. Отправитель и получатель могут прогнозировать прибытие груза в конечную точку, что снижает риск убытков из-за опоздания. С учетом особенностей климата и проблем с дорогами в Приморье компаниям важно понимать, где на длинной цепочке перемещения груза может произойти сбой и что делать в такой ситуации. Ведь чем лучше компания контролирует груз, тем меньше убытки, которые могут быть связаны с недобросовестным поставщиком или ошибками на стороне перевозчика.

Развитие цифровизации также способствует формированию единых стандартов, о которых говорили на недавно прошедшем во Владивостоке Логистическом форуме. После выступления я говорил с экспертами отрасли, которые отмечали важность взаимодействия предпринимателей, представителей ИТ-компаний и администрации Приморского края. Участники форума выразили уверенность в том, что логистическая отрасль будет и дальше развиваться в регионе. И чем большую заинтересованность к новым технологиям проявит бизнес, тем быстрее оцифруется транспортная отрасль.

Заводы и предприятия стали активнее переходить на «цифру», потому что автоматизация процессов позволяет им повысить возможности производства, снизить риски и решить ряд вопросов, способных стать критичными — например, дефицит кадров. В 2023 году 40% необходимых специалистов из 143 тыс. дефицитных человек были в промышленности. От ведения учета в Excel-таблицах и блокнотах нужно уходить, если компания не хочет терять данные, а значит и деньги. На Логистическом форуме некоторые участники также говорили о том, что отказ от цифровизации может привести приморские заводы и предприятия к закрытию. Это уже не временные тренд, а тенденция, напрямую влияющая на экономику как отдельных компаний, так и всего региона.

Что мешает логистике в Приморье цифровизироваться быстрее?

– Факторы нужно разделить на внешние – недостаточно развитая транспортная инфраструктура, климатические условия, нехватка кадров – и внутренние – консерватизм бизнеса, отсутствие единого стандарта обмена данными, недостаток информации о новых технологиях.

Приморье уже давно известно своими непредсказуемыми погодными условиями. Из-за климатических факторов компании вынуждены планировать свои рейсы с учетом погодных условий. Это приводит к нестабильности и непредсказуемости сроков доставки. И про то что дороги в регионе не всегда отвечают требованиям, компании тоже знают не первый год. Заводы и предприятия Приморского края должны учитывать особенности региона, если они хотят выстроить свою логистику.

С внутренними факторами другая ситуация. Компании могут и должны на них влиять, чтобы снижать расходы на логистику. Проблема в том, что есть не только те, кто сомневается в эффективности конкретных решений, а в целом консервативен ко всем нововведениям. Страх изменений не только тормозит развитие отрасли, но и приводит предприятие к потере денег. В первую очередь руководитель думает о производстве и о людях, а о цифровизации уже потом, хотя именно она сегодня является точкой роста для приморских компаний.

Появляются страхи из-за отсутствия информации. Директор завода или предприятия не понимает ценность цифровизации логистики, поэтому откладывает ее на потом. Чем больше историй успеха и практического опыта работы с ИТ-инструментами будет на рынке, тем больше компаний перейдет на «цифру». Кроме этого, нужно объяснить сотрудникам, для чего компания внедряет цифровые платформы и каких результатов ждет. Объяснить, что технологии должны помочь специалистам, избавив их от рутинных процессов, а не заменить. С этой проблемой, согласно опросам, сталкивается почти треть компаний.

Какие решения помогут вывести логистику в Приморье на новый уровень?

– От развития транспортной инфраструктуры региона зависит скорость и безопасность доставки грузов, поэтому реконструкция дорог – первостепенная задача. Строительство и модернизация дорог в Приморском крае идут полным ходом. За пять лет в Приморье построили и реконструировали 40 км дорог. До 2028 года власти планируют отремонтировать порядка 632 км региональных дорог.

Чтобы логистика развивалась в Приморье быстрее, нужно стимулировать внедрение цифровых технологий. Разработать специальные государственные программы, предоставлять льготные кредиты на покупку современного оборудования и налоговые льготы компаниям, вкладывающимся в цифровизацию своих логистических процессов. Директора приморских заводов и предприятий должны видеть практическую ценность цифровых решений. Например, современные системы управления складом (WMS) в интеграции с роботами-погрузчиками помогли компании-производителю безалкогольных напитков сократить трудозатраты на 50%, производственные издержки – на 15%.

Когда директора заводов и предприятий понимают, какую пользу для бизнеса принесет нововведение, спрос на цифровые платформы растет. Например, подключить к платформе «Яндекс Магистрали» всех желающих мы сегодня не можем, потому что получаем очень много запросов. Сейчас мы активно наращиваем мощности, чтобы удовлетворить растущий спрос. Все это говорит о том, что компании стали чаще ориентироваться на бизнес-показатели, а не на гипотезы. То есть открыты для технологий, которые помогут им меньше тратить.

Также важно создать единые стандарты обмена данными. Это ключевой шаг к увеличению эффективности и ускорения доставки грузов. Таким образом компания сможет упростить процессы и снизить риск ошибок.

Приморье – регион с большим потенциалом. С помощью правильной стратегии и совместных усилий государства, бизнеса и ИТ-компаний можно создать эффективную логистическую систему. Внедрение новых технологий является ключом к успешному развитию отрасли и укреплению экономики Приморского края.

Чтобы стать одним из главных логистических центров, Приморью нужно уделить внимание всем аспектам развития транспортной логистики – от реконструкции дорог до подготовки специалистов и повышения уровня информирования директоров и логистов о цифровых решениях.

Какие перспективы у цифровизации логистики в Приморье?

– Цифровое развитие происходит активно, но неравномерно, по крайней мере пока. Уже есть успешные проекты по внедрению новых технологий в транспортно-логистической сфере, в социальной. А также большие планы по оцифровке заводов и предприятий Приморского края.

Бизнесу нужно в этом помочь, потому что сейчас у многих компаний нет четкого понимания, как проводить цифровизацию и с чего начинать. Каждое предприятие самостоятельно ищет практики, на которые будет опираться, единых стандартов нет. Это, в свою очередь, замедляет внедрение новых технологий. Чем больше будет успешных кейсов, тем быстрее будет цифровизироваться логистика в Приморье.

Так или иначе заводы и предприятия Приморского края будут активнее использовать сервисы и платформы для автоматизации логистических процессов, потому что цифровизация необходима для качественного развития компании – повышать контроль на каждом этапе доставки, снижать расходы и риски, решать вопросы, связанные с дефицитом кадров.

Новости партнеров

Новости (Экономика)