Артисты Приморского краевого академического театра имени Горького проходят мастер-классы по технике речи у доцента театрального института имени Бориса Щукина Елены Ласкавой. Корреспондент PRIMPRESS побывал на одном из них.
Именитый педагог, автор собственной программы Елена Ласкавая занимается с горьковцами уже во второй раз. По ее словам, при отсутствии регулярной практики навыки теряются и приходится начинать с нуля. На этот раз педагог строила образовательные тренинги исходя из потребностей коллектива – впереди премьера постановки, в которой артисты работают с поэтическим текстом, а у него есть свои особенности.
Принципы построения тренингов Елена Ласкавая объясняет следующим образом:
«Сначала я работаю с телом: без тела все дальнейшие упражнения не работают. Затем я перехожу к дыханию, потому что дыхание – это речь, речь – это информационно озвученный выход. Потом я перехожу к согласным, потому что согласные – это энергия, в которой собрана сила актерская. Потом я перехожу к гласным, потому что это мелодика. Затем мы приходим к слову, и оно начинает существовать как образ, а не как просто мусор. Далее мы приходим к мысли, потому что идем в разбор по логике речи».
На тренингах прорабатывается не только речь, но и актерское мастерство: педагог приводит артистов к триединству тела, души и духа, к осознанности. Они читают любимые стихи одними согласными и гласными буквами, работают проживанием слова-действия, взаимодействуют друг с другом через упражнение «Зеркало» и не только.
«Голос и владение техникой речи – это 50% успеха актера на сцене: то, как он почувствует интонацию, донесет ее до зрителя, заставит его плакать или смеяться. В этом случае нельзя врать, делать невнятно, плохо. Методики Елены Валентиновны уникальные: она сама их разработала и проверила. Ее тренингами можно заниматься бесконечно. Для нас это – настоящий подарок», – поделилась своими впечатлениями от тренингов Ольга Налитова.
Другие артисты также обратили внимание на то, что работа над собой по методике Елены Ласкавой позволяет обретать внутреннюю свободу, возвращаться к себе и, главное, активно применять это на практике, в работе над образами.
О важности постоянной работы над собой заявил и художественный руководитель театра Ефим Звеняцкий.
«Мне крайне важно, чтобы уровень такой педагогической деятельности присутствовал в театре, – признается он. – Ведь каждый из нас понимает, что каждое утро скрипач берет скрипку, а балерина выходит к станку – они занимаются по 4-5 часов. Актер же позволяет себе вдруг неожиданно после окончания института искусств перестать работать над собой. Речь – это очень ответственная история. Поэтому мы пригласили педагога из Москвы».
Ефим Звеняцкий отметил, что артисты с удовольствием ходят на тренинги Елены Ласкавой.