Первая железная дорога в России, связавшая Санкт-Петербург и Царское село, была построена в 1837 году. С тех пор железнодорожный транспорт претерпел значительные изменения, адаптируясь к вызовам времени и требованиям современности. Сегодня он является не только основным способом перевозки грузов в нашей стране, но и важным звеном во внешнеэкономическом взаимодействии с дружественными странами. Но до сих пор ключевую роль в обеспечении эффективного функционирования транспортной системы играют машинисты электровозов/тепловозов. Сегодня мы подробно расскажем о работниках, от профессионализма которых зависит безопасность пассажиров и сохранность грузов, их квалификационных классах, а также уровне оплаты их труда.
Единый тарифно-квалификационный справочник, утвержденный Министерством труда, содержит только перечень работ и требования к знаниям машиниста: он должен разбираться в устройстве, характеристиках электровоза, путевых знаках, правилах технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, основах электротехники. И в отличие от других рабочих профессий, ЕТКС не предусматривает деление машинистов электровозов/тепловозов на квалификационные разряды.
Однако по Распоряжению открытого акционерного общества «Российские железные дороги» от 10.06.2020 N 1247/р устанавливаются следующие классы квалификации машинистов электровозов:
- третий класс. Его могут присвоить машинисту, больше года проработавшему на подвижном составе. Специалисты такого уровня водят только грузовые поезда и используются на маневровой работе.
- второй класс. Его можно получить через 12 месяцев после присвоения предыдущего (но если нет профильного образования, то этот срок увеличивается до 2 лет). Машинисты, имеющие его, могут быть задействованы в пассажирских перевозках.
- первый класс – высшая квалификационная категория. Ее присваивают сотрудникам, проработавшим в качестве машиниста второго класса не менее 1 года (а без соответствующего диплома – больше двух лет). Она позволяет обслуживать скоростное движение.
Для получения каждого из них необходимо пройти курс повышения квалификации в профильном образовательном учреждении и успешно сдать экзамен. Кроме того, комиссия, выносящая вердикт, обязательно учитывает, были ли транспортные происшествия по вине работника, нарушения правил безопасности движения и эксплуатации состава.
Примечательно, что в отличие от разрядов у других работников, квалификационный класс может быть понижен за нарушения, повлекшие, к примеру, порчу локомотива или железнодорожного полотна. Также присвоенный класс машинист теряет, если более 3 лет подряд не работает по специальности, или его свидетельство на право управления подвижным составом было приостановлено либо аннулировано.
Уровень оплаты труда
Зарплата машиниста варьируется от 80 до 140 тысяч рублей в месяц. Как правило, она зависит не только от квалификации работника, но и от направления, количества часов в рейсе, вида подвижного состава.