Алексей Маслов – российский востоковед, специалист в области китайской цивилизации и современных социально-экономических и политических процессов в странах Азии, доктор исторических наук, профессор. Включен в список ста выдающихся мировых мастеров ушу, автор многочисленных научно-популярных книг по ушу. В интервью Марии Стеблянко эксперт выразил мнение, что психологического разворота на Восток еще не произошло.
«К сожалению, разворот на Восток – это не вопрос экономики, каких-то отдельно взятых проектов. Все это вторично. Первично – разворот надо произвести в своем сознании. Понять, что Россия продолжается далеко за Уральскими горами, разобраться в российской экономике, укладах – это все лежит на Востоке. На мой взгляд, вот этого психологического разворота еще не произошло. Очень многие надеются, что через какое-то время все наладится, Россия опять будет ориентирована на западные рынки. Но – нравится нам это или нет – этого не произойдет в ближайшее время», – заявил эксперт.
По мнение Маслова, психологически весь российский бизнес был ориентирован на Запад. Многие обучались на Западе, по западным образцам экономики.
«То есть психология остается западной. Не скажу, что это плохо, это просто констатация факта. Давайте мы себя спросим, много ли людей понимают, как работать с Китаем, Малайзией, Индонезией, Индией и другими странами Юго-Восточной Азии? Единицы! А для того чтобы завести сюда капитал из азиатских стран, надо понимать, как у них устроено деловое мышление, как, о чем с ними вести переговоры», – говорит востоковед.
И еще один важный момент, который отметил Алексей Маслов: пока очень многие бизнесмены из европейской части России больше думают о том, чтобы вложить свои деньги в Китае, чем на российском Дальнем Востоке.
«Казалось бы, созданы действительно уникальные условия: ТОРы, дальневосточный гектар, кредиты для бизнеса – гигантский список! И когда я говорю со многими крупными российскими бизнесменами, вдруг понимаю, что они этим никогда не интересовались. Они думают, что разворот заключается в том, что, забрав капитал с Запада, нужно поместить его куда-то на Восток. Главный вопрос у многих заключается в том, куда выгоднее: в Китай, Малайзию или, скажем, в Индию? А куда-нибудь в районы Приморского края, Дальнего Востока? У многих такого вопроса даже не возникает. И здесь, на мой взгляд, кроется провал пропаганды. Потому что меры хороши тогда, когда каждый о них думает и говорит. Я напомню, что до сих пор почти каждый думает, что Китай – это самая дешевая страна, что туда надо быстрее вкладывать деньги. Но когда мы сталкиваемся с реальностью, оказывается, что все не так. Откуда этот постулат взялся? Китай прекрасно поставил свою пропаганду, объяснил всему миру, насколько выгодно и хорошо с ним работать. Вот наша проблема не только в экономике, а в том, что, принимая очень хорошие меры, мы забываем всем их разжевать. А нужно из каждого утюга кричать, как хорошо и выгодно работать на Дальнем Востоке», – сетует специалист.