После пандемии коронавируса на рынок во Владивостоке вышли нелегальные перевозчики, организующие морские прогулки. Они готовы подарить туристам отдых, конечно же, за деньги, в прямом смысле связанный с рисками для жизни и здоровья, сообщает PRIMPRESS со ссылкой на KONKURENT.
В 2023 году Приморье посетили 130 тысяч китайских гостей, в этом году, по прогнозам главы края Олега Кожемяко, турпоток достигнет 250 тысяч. Морские прогулки являются обязательной частью развлекательной программы практически всех туроператоров.
Сергей Сунцов, учредитель ООО «Анвест-ДВ»: «Увеличение туристического потока из Китая, безусловно, явление замечательное. Но ведь гостями из Китая занимаются в том числе их соотечественники: встречают их не русские, а китайские гиды, проводят экскурсии по Владивостоку, заселяют в свои китайские «гостиницы», хостелы, оборудованные на скорую руку без каких-либо разрешающих документов, порой прямо в индивидуальной жилой застройке, водят в китайские кафе, магазины, ну и, конечно, персонал – граждане КНР. Если бы подобные схемы попытались провернуть российские предприниматели на территории Китая, их деятельность быстро бы пресекли».
Сейчас еще и работает такая схема: китайский туроператор присылает российскому список туристов, который этот список заверяет печатью и несет в краевое агентство по туризму (с недавних пор – министерство).
Оказалось, что китайские туристы по традиции приезжают во Владивосток по программе «все включено», которую оплатили еще на родине. С ними работают китайские гиды-нелегалы, у них свои автобусы, хостелы и рестораны. Даже сувениры эти туристы покупают только в тех лавках, где есть возможность оплаты через специальное китайское приложение. Деньги возвращаются в Китай.
Никто до сих пор не считал, сколько теряет бюджет Владивостока. Но общие суммы точно астрономические. «Только представьте: в день минимум 200 туристов приходят покататься на судах по акватории бухты Золотой Рог. За каждого русский и китайский нелегальные гиды получают минимум 900 рублей на двоих, то есть 180 000 рублей в сутки», – приводит расчеты Александр Корытко, генеральный директор компании «Акмарин».
Это подтверждает и Сергей Сунцов. По его словам, китайские туристы покупают туры у туроператоров, которые в свою очередь «перепоручают» гостей своим же соотечественникам – гидам, которые уже самостоятельно составляют «дорожную карту» и, естественно, ищут услуги дешевле рынка.
Пассажирский перегруз
«Пассажиры даже представить не могут, с какими рисками сталкиваются, отправляясь в морское путешествие, ведь в таких форматах работы даже страхование пассажирам не обеспечивается», – говорит Татьяна Стишковская, основатель экскурсионной компании «Мосты Владивостока».
В данном случае у «нелегалов» отсутствует юридическое оформление деятельности физического лица, оказывающего услугу. Есть частная лодка, на ней в частном порядке организуют морские прогулки, рыбалки и так далее. Соответствующими объявлениями пестрят не только площадки «Фарпоста», но и туристические агрегаторы.
Александр Корытко уточняет: места сбора «клиентов» для посадки на лодчонки и время согласовываются в закрытом чате для «своих». Никто ни за что не отчитывается, в том числе о соблюдении мер безопасности в соответствии с требованиями законодательства РФ, неизвестно, платятся ли налоги, людей на борт берется с превышением положенного количества. «В маломерные суда, предназначенные только для личного использования и рассчитанные на перевозку максимум 12 человек, количество принимаемых на борт пассажиров превышает в 4–5 раз», – говорит генеральный директор «Акмарина».
Китайских туристов заманивают на коммерческие перевозки в сооружениях, которые принадлежат администрации Владивостока.
В полулегальных компаниях деньги платят либо наличкой, либо переводами на карту. Никаких подтверждающих договоров, чеков, актов. То есть в случае ЧС разобраться и доказать вину организатора будет практически невозможно.
«Оплата услуг, как правило, происходит мимо кассы, налоги вряд ли платятся. Ответственность за людей – нулевая, даже страховки никто не оформляет. И с увеличением туристического потока число таких компаний растет», – говорит Сергей Сунцов.
При этом компаниям, работающим нелегально, не страшны проверки: в официальном поле их «как бы не существует», говорят эксперты.
«Максимум, что им грозит, – штраф 5–10 тысяч рублей. В то время как сертифицированные организации находятся под пристальным контролем», – поясняет Валерия Степанок.
По действующему законодательству РФ перевозчик, планирующий осуществлять коммерческую деятельность маломерным судном, обязан зарегистрировать морское судно. Причем не в ГИМС, где в настоящее время фигурирует большинство лодок, а в Службе капитана порта Владивосток. Валерия Степанок уверяет, что получить лицензию достаточно просто, весь вопрос в «желании»: «В настоящее время заявление в Ространснадзор на выдачу лицензии подается в электронном формате, и срок выдачи сокращен до пяти рабочих дней».