С 24 июня по 5 июля во Владивостоке проходит креативная смена лагеря «Контур культуры». Корреспондент PRIMPRESS окунулся в творческий процесс и выяснил, чем занимаются ребята на каникулах.
Творческая смена для школьников во Владивостоке проводится уже во второй раз. В прошлом году «Контур культуры» произвел настоящий фурор, и в этот раз количество заявок превысило все ожидания.
«Нас стало больше. В этом году мы базируемся сразу в двух муниципальных образовательных учреждениях – это школы № 32 и № 42. В каждую школу мы набрали по 150 ребят. Педагогов творческих лабораторий, соответственно, тоже в два раза больше, чем в прошлом году. Кроме того, в этот раз мы привлекли учителей из городских школ», – рассказала официальный представитель школы № 32 Дарья Никитина.
Молодые педагоги БФ «Новый учитель» выступают в роли кураторов проектной мастерской. Это не отдельная лаборатория, а факультативы во второй половине дня. Педагоги заранее обучились проектной работе и сейчас передают свои знания детям. Ребята в короткий срок готовят настоящие социальные проекты, которые потом смогут реализовать. Итоговая защита состоится 4-5 июля, на нее приглашены представители бизнеса и грантового конкурса от FESCO «Море возможностей».
Один из самых больших творческих проектов, которым завершилась прошлогодняя смена, – это роспись школьной стены в рекреации третьего этажа. В этом году лаборатория «Уличное искусство» продолжает начатое и спускается ниже – теперь в их распоряжении лестничные пролеты. Эскизы уже согласовываются с директором школы.
«Контур культуры» в этом году отличается не только масштабом, но и наполнением. В школе № 32 открыто 11 лабораторий, еще 10 – в школе № 42. Появились новые лаборатории, которых не было в прошлом году. Одна из них – «Музей горожанина». Ребята путешествуют по городу в формате дрейфа – изучают местный стрит-арт, транспортные маршруты и вывески.
«Музей горожанина – это иммерсивная история, ребята называют его «антимузей». Предполагается, что это будет передвижное пространство. Проект, конечно, как и весь лагерь, посвящен исследованию себя через призму города», – объяснила педагог лагеря Регина Будяшкина.
Еще одна новая лаборатория – «Коллажная мастерская», она открыта в обеих школах. В школе № 42 ребята вместе с мультидисциплинарным художником Яной Вэстн создают коллажный зин о себе в городе, а в школе № 32 под руководством художницы и выпускницы программы «Учитель для России» Александры Оводовой делают коллажный мультфильм.
«Также в этот раз у нас только одно направление лаборатории «Театр», зато вести его к нам приехала потрясающая Маруся Полякова, которая делает театр из ничего. Она удивительный педагог, который не сидит на одном месте и постоянно перемещается из города в город. Мне кажется, Маруся даже сама точно не помнит, откуда она изначально. И такая история со многими педагогами. Люди, которые согласились в этом участвовать и через всю страну полетели во Владивосток, – это педагоги, открытые новому опыту», – отметила Дарья Никитина.
Добавилась и литературная мастерская, которая называется «Вкусно и точки». Хедлайнер – Диана Лютер, основательница книжных магазинов «Лютера» и «Игра слов». В рамках лаборатории ребята создают путеводитель по Владивостоку через его еду.
«Это не типичный краб или гребешок, а то, что дети любят и могут себе позволить, – стритфуд, «Чи-фань», «Милкис». Все это не только близко подросткам, но и отражает региональный компонент. Я сама из западной России, и для меня еда Владивостока – это его фишка, что-то на стыке Азии и Европы», – поделилась педагог литературной мастерской Веля Колмакова.
В лаборатории «Вкусно и точки» настоящий аншлаг. Кроме этого, много желающих было и в мастерской «Архитектурное бюро», где под руководством художника из Санкт-Петербурга ребята создают макеты зданий и городских пространств. Не отстает по количеству заинтересованных школьников и лаборатория звука – вести ее приехал педагог из Москвы Николай Дуденков. Для него строительный магазин – настоящая музыкальная лавка. Ребята в мастерской создают музыкальные инструменты из всего, что есть под рукой.
Дарья Никитина рассказала, что огромный ажиотаж вызвала лаборатория апсайкла. Детей свела с ума идея швейных машинок, причем в прошлом году в мастерской занимались преимущественно мальчики.
Лагерь постоянно развивается и трансформируется. Это видно не только по названиям лабораторий, но и по их деятельности.
«Нельзя однозначно сказать, что прямо сейчас происходит в той или иной лаборатории. Это очень гибкая история, которая меняется в зависимости от интересов и запросов ребят. Что точно ясно – результаты творчества мы увидим на итоговом фестивале, на который приглашаем всех горожан», – рассказала Дарья Никитина.
Педагоги рассказывают, что дети уже практически присвоили лагерь. Они все делают сами – ведут общие сборы, придумывают факультативы. Ребята сами выступают авторами своего образовательного пространства, а педагоги им в этом помогают и предлагают инструменты.
«Мы здесь – свидетели пути и люди, которые дают возможность творить и развиваться. Дети живут в своем творческом пространстве, и им это нравится. Это очень хороший поколенческий показатель», – отметила Дарья Никитина.
Ребята занимаются не только в стенах школы, но и много гуляют по городу и ищут локации для вдохновения. Например, участники лаборатории «Архитектурное бюро» обошли практически весь центр, потому что он очень колоритный с точки зрения наличия зданий разных эпох. Ребята из лаборатории «Антропология места» тоже были на пешеходной экскурсии по городу. Они создают аудиогид совместно с музеем Арсеньева, который уже второй год предоставляет своих специалистов. Школьники и педагоги выбирают как туристические маршруты, так и неприметные улочки, потому что им интересен город во всех его проявлениях.
Ребята приезжают на смену из всех уголков Владивостока. Кроме того, в школу № 42 каждое утро ездят 20 человек из поселка Нового.
«У нас здесь не только владивостокские школьники. Одна девочка, например, просто живет дома у педагога, потому что приехала из маленькой деревеньки Приморья. Кто-то прилетел на лето к родственникам или друзьям и пришел в лагерь. Но при записи мы отдавали приоритет ребятам, которые были на прошлогодней смене. Если видели, что в анкете есть об этом пометка, понимали, что это точно наш человек. Таких ребят не большинство, но они уже знают, как здесь все работает, и помогают педагогам», – рассказала Дарья Никитина.
День в лагере начинается с 8:30, но складывается ощущение, что ребята находятся здесь постоянно. Они настолько вовлечены в процесс, что не уходят даже после 17:00, когда заканчиваются занятия в лабораториях и проектной мастерской.
Педагоги в «Контуре культуры» такие же творческие и активные, как и сами ребята. Многие из них – выпускники программы «Учитель для России» и молодые педагоги из сообщества БФ «Новый учитель». Благодаря этим проектам во Владивостоке формируется профессиональное комьюнити.
«Мы ответственно подходили к отбору педагогов, которые ведут лаборатории. Понимали, что это должны быть люди, которые сами про творчество и в то же время поощряют детскую творческую инициативу. Например, чем могут заниматься дети в лаборатории звука? Первая мысль – играть на классических музыкальных инструментах. У нас же все интереснее – например, буквально на днях дети конструировали рупор из картонных коробок. Это не про каноничное искусство, но точно про что-то новаторское и открытое для свежего взгляда», – отметила Дарья Никитина.
Как и в прошлом году, смена завершится большим фестивалем, на котором все лаборатории представят результаты своего творчества. Он стартует 5 июля в 10:00 и захватит все пространство школы и пришкольной территории. На фестиваль в школу № 32 приглашаются все жители и гости Владивостока.
Лагерь «Контур культуры» существует благодаря сотрудничеству благотворительного фонда «Новый учитель» и транспортной группы FESCO. С 2021 года они работают над созданием сообщества талантливых педагогов и развитием системы школьного образования в Приморском крае. В 2022 году при поддержке министерства образования Приморского края и FESCO во Владивосток приехали молодые учителя по программе «Учитель для России», они запустили в городе новые социальные проекты. Нового набора в программу нет, но FESCO и «Новый учитель» анонсировали программу поддержки молодых педагогов Владивостока «На стороне учителя», куда в настоящий момент идет прием заявок.
«Расширение лагеря – тоже инициатива FESCO. Вторая школа выбиралась по территориальному признаку и контексту. Нам повезло – руководство школы № 42 оказалось заинтересованным в подобных инициативах, и директор радушно нас принял. Хотя там не работают педагоги по программе «Учитель для России», и школа раньше не была знакома с нашим форматом», – рассказала Дарья Никитина.
Кроме того, организаторы «Контура культуры» выражают большую благодарность управлению образования. Администрация Владивостока обеспечила все необходимые условия – приезжие педагоги разместились в общежитии, а ребят каждый день кормят повара школьных столовых.
«Что будет в следующем году – сказать сложно. Но у нас есть надежда, что весь город скоро будет в «Контуре культуры». В этом году аншлаг сумасшедший, только в одну школу мы взяли 150 ребят, хотя заявок было около 200. Становится больше людей, и это показатель того, что у нас действительно много творческих подростков, которые хотят с пользой проводить время», – резюмировала Дарья Никитина.