С 2019 года внутренний туристический поток в России вырос на 32% – со 116 до 153 млн человек в год. Такие данные получены в результате исследования СберАналитики о развитии туристической отрасли. Для анализа использовались обезличенные ретроспективные данные о турпотоках и тратах отдыхающих в различных регионах страны.
Главными центрами притяжения туристов все эти годы остаются Москва, Московская область, Краснодарский край, Санкт-Петербург, Ленинградская область и Республика Татарстан. Эти же регионы лидируют и в структуре трат туристов.
Наилучшую динамику за эти годы показали регионы Северного Кавказа: здесь турпоток вырос на 87% больше, чем в среднем по стране. И именно сюда едет больше всего молодежи.
Средний возраст туриста в России – 44,6 года. Чаще всего путешествуют россияне от 30 до 50 лет (52%). Доля туристов старше 60 лет за 5 лет увеличилась и в 2023 году достигла 14%.
Совокупные расходы отдыхающих с 2019 года выросли в 1,8 раза, составив 1,8 трлн рублей. Люди готовы тратить больше на общепит, развлечения и отели. Именно на объекты размещения приходится около трети всех расходов в отпуске.
В среднем за 5 лет исследования путешественники закладывали на поездку по России 6,4 дня. Однако в 2023 году типичная продолжительность поездки составила 5,6 дня, то есть этот показатель постепенно сокращается, а вот количество поездок растет.
Станислав Карташов, вице-президент, директор дивизиона «Корпоративные клиенты 360» Сбербанка:
«Аналитическая панель «Туризм» СберАналитики показывает потенциал регионов и помогает их развивать – повышать привлекательность и получать дополнительные доходы. Мы видим, что с каждым годом отдых в России набирает популярность. В пандемийном 2020 году отпуск в стране провели 92 млн граждан, в 2021-м и 2022-м – 115 млн, а в 2023-м – 153 млн, это абсолютный рекорд за все 5 лет наблюдений. Полагаем, что и в этом году внутренний туризм порадует нас позитивной динамикой».
Исследование проводилось с помощью аналитической панели «Туризм» с января 2019 года по апрель 2024 года.
Решения СберАналитики строятся на агрегированной обезличенной информации о потребностях и предпочтениях 108,6 млн покупателей и 6 млн юридических лиц. Используются данные более чем из 70 внутренних и внешних источников, что позволяет детально анализировать различные рынки с учетом их отраслевой и региональной специфики. Высокую точность при широком покрытии обеспечивает применение собственных запатентованных алгоритмов обработки информации (№ 2766156, 2766548, 2767465, 2770568, 2771000, 2022667422) и моделей машинного обучения.