Как сезонные предложения и локальные продукты помогают Владивостоку удерживать позиции в списке самых популярных направлений для гастротуризма в России – поговорили с «Супрой».
Тогда. В конце лета 1951 года Владивосток стал закрытым городом и остался в этом статусе на 40 долгих лет. Только 20 сентября 1991 года ограничения были сняты Указом Президента РСФСР № 1244 «Об открытии Владивостока для посещения иностранными гражданами». И хотя собственно иностранцев пришлось подождать, но вот соотечественники оценили Приморье почти мгновенно: всего за несколько лет город и край стали очень популярными, как говорят сейчас, «туристическими дестинациями». Правда, не без оговорки – подавляющее большинство визитов приходилось на август-сентябрь. Ехали строго на море, ставили палатки на диких пляжах, возвращались счастливыми, заросшими и загорелыми. Было время, да.
Сейчас. Современный гость Владивостока представляет собой человека совершенно иного склада. Прежде всего потому, что кардинально изменился сам город нашенский – это понятно, уже 33 года как открыт закрытый порт Владивосток. В декабре 2014 года National Geographic включил Владивосток (единственный представитель России) в топ-10 самых интересных морских городов мира. Почему? Мы сохранили ту самую заряженную атмосферу шумного, энергичного, мультикультурного порта. Мы добавили к ней выверенный лоск дальневосточной столицы, тонны масштабных достопримечательностей, дружелюбное туристическое окружение. И еду.
88,2% путешественников считают гастрономию важной составляющей бренда территории; 79% выстраивают маршрут с учетом особенностей местной кухни и опираясь на календарь гастрономических событий. Каждый третий турист в мире рассматривает национальную кухню как важную составляющую мотивации к путешествию. На питание приходится ~30% общих затрат в поездке.
Всемирная туристская организация UNWTO
(исследование Global Report on Food Tourism)
Главные по тарелочкам
Гастрономию, несомненно, можно назвать одной из важнейших причин для посещения Владивостока – об этом прямым текстом пишут в каждом путеводителе, это признают ведущие ресторанные премии России, это чувствуется едва ли не в каждом посте туриста в соцсетях. Посетить один из грузинских домов «Супра» или паназиатский ресторан Zuma? Обязательный пункт программы. Местные рестораторы уровень своей ответственности понимают. Юлия Крутова, директор по маркетингу «Супры», говорит:
«Мы – туристическая достопримечательность. Я имею в виду не только наши грузинские дома. Все рестораны, кафе, вся гастрономия Владивостока в целом – это туристическая достопримечательность. Конкретно «Супре» досталась непростая, но и почетная задача. Поскольку к нам старается попасть (без преувеличения!) каждый гость города, мы считаем своей миссией продвижение локальных продуктов. Думаю, для любого человека это самый приятный способ прикоснуться к уникальности Дальнего Востока».
В итоге, отмечает представитель «Супры», отдельные позиции постоянного меню ресторана приобрели практически культовый статус. Речь, конечно, прежде всего о легендарных хинкали с крабом или гребешком. Но основным меню дело не ограничивается.
Большинство гостей первым делом вспоминают наш «крабурек», например. Кстати, с 1 июня он вернулся в новом летнем меню. Там вообще немало интересного. Создавали вокруг идеи «Кавказии» – это когда грузинская кухня дается с азиатской точки зрения; знаете же хинкали том-ям? Ну вот. И уделили внимание морепродуктам: в меню появились мидии и рыба – местная камбала.
Предложения вокруг сезонных продуктов, гастрольные ужины коллег по цеху или тематические блюда в рамках гастрофестивалей – все, чтобы гостю было интересно.
Фестивали
Владивосток славится в том числе и гастрофестивалями. Во многом именно они помогли Приморью выйти за рамки летнего туристического направления – теперь к нам едут круглый год, а море-пляж стало лишь приятным дополнением к типично городским удовольствиям. Юлия Крутова перечисляет:
«В июле «Супра» участвует в традиционном, масштабном, очень популярном фестивале дальневосточного гребешка «На гребне!» И мы уверены, что значимая часть гостей прибудет в город специально под даты, чтобы «зацепить» это событие. Только что завершился уличный фестиваль «О! МегаВкус», посвященный минтаю. Статистику еще подобьем, но прошлогодний посетило 75 000 человек (не может не впечатлять, согласитесь). Весной запустили «Сезон черемши». Шесть лет делали в рамках грузинских домов, но на сей раз пригласили к участию всех желающих – и отлично получилось, надо сказать. Еще один локальный и довольно редкий в гастрономии продукт представили – гостям понравилось, гости Приморье точно запомнили».
В Приморье расцветает рододендрон? «Супра» участвует в фестивале родендрона – создает особенные десерты и напитки, варит в огромном чане и дарит 250 литров особого таежного чая. Пошла клубника? Здравствуй, сезон клубники – опять-таки десерты и напитки, опять-таки повод приехать во Владивосток чуть раньше или, напротив, задержаться здесь на денек. В ноябре-декабре может случиться, к примеру, фестиваль хурмы – внезапно, как грузинский дом во Владивостоке (и, забегая вперед, столь же замечательно). Хочется чебурека? «Супра» подумает и предложит сентябрьский фестиваль чебуреков. С акцентом на типично владивостокскую экзотику – вот вам один с го бао жоу, другой с гребешком карри, третий вообще в стиле пян-се. При этом, признаются в ресторане, точный план «на год вперед» невозможен.
Безусловно, крупнейшие события спланированы загодя, но и их даты могут сдвигаться, сезонные продукты не зря зовутся именно так. Жаркая или холодная весна/лето/осень/зима, рыба по пути не в ту дверь вошла, черемша не уродилась… ну, понимаете. Поэтому наши грузинские дома привыкли реагировать быстро и решать по ситуации. Могу гарантировать одно. В каждом сезоне есть собственное внутреннее очарование, у каждого есть свой удивительный продукт. Мы действительно собираемся раскрыть их все. Так что после завершения очередного фестиваля помните – впереди еще больше интересного. Предложения следуют.