2024-06-10T14:55:36+10:00 2024-06-10T14:55:36+10:00

Балерина приморской Мариинки: «Терпеть это можно только из уважения к искусству»

Артистка рассказала всю правду о профессии и развеяла мифы

10 июня 2024, 14:55
Валерия Ревайкина

Фото: Валерия Ревайкина
Фото: Валерия Ревайкина | Балерина приморской Мариинки: «Терпеть это можно только из уважения к искусству»

Приморская сцена Мариинского театра во Владивостоке хоть и задает высокую планку искусства, стоит особняком в культурной среде края. Почти за восемь с половиной лет работы театр так и не стал по-настоящему приморским, а создает ощущение бесконечных гастролей. О том, что происходит за кулисами, откровенно рассказала в интервью PRIMPRESS балерина Наталья Андреева (имя изменено).

- Наталья, вы давно работаете в Мариинском театре?

- Уже семь лет.

- Расскажите, какой путь нужно пройти, чтобы танцевать на сцене? Со скольки лет вы в балете?

- Балетные официально начинают учиться с 10 лет. Но очень многие приходят в балет из гимнастики, с 3-4 лет готовят. А с наступлением 18-летия официально трудоустриваются в театр.

- Где проходит обучение?

- Обычно в специальных гимназиях или академиях, где до 9-го класса изучаются общие предметы, а следующие два года – профессиональные: история танца, анатомия, фортепиано...

- То есть высшее образование артистам балета получать необязательно?

- Верно. Высшее пригодится только в том случае, если артист захочет преподавать. Тогда ему нужно будет окончить педагогическое.

- Как часто проходят репетиции?

- Лучше спросить, когда их нет. Бывает, что целый месяц нет выходных. Максимум один выходной в неделю, понедельник. В субботу и воскресенье люди отдыхают, а мы работаем. У нас нет праздников. В новогодние отдыхаем только 1 января. А вот февральские, мартовские, майские – всегда работаем.

- А отпуск?

- Один раз в год, 50 дней. Но мы одни из первых выходим на пенсию – в 42 года.

- Это высокооплачиваемая работа?

- В балет идут не для того, чтобы деньги зарабатывать, а для души. Но здесь, в Мариинском, хорошая зарплата, как и в Питере.

- Как часто вы играете в спектаклях?

- Стабильно дважды в неделю выхожу на сцену. Иногда и четыре. На новогодних каникулах вообще за две недели двадцать шесть спектаклей.

- А коллектив у вас большой?

- Нет, всего 90 человек. По меркам театра, у которого достаточно обширный классический репертуар, это очень мало. Как правило, люди работают на износ. Все танцуют всё! Добровольно терпеть это можно только из глубокого уважения к искусству.

- Получается, у вас острая нехватка кадров?

- Можно сказать и так. Ехать во Владивосток мало кто хочет. Хотя художественный руководитель говорит, что штат укомплектован. Когда я пришла 7 лет назад, нас было 81, при этом каждый год он говорит, что набрали 15 новых человек… Как-то незаметно.

- Артисты увольняются? По какой причине?

- Да, уходят. Но тут дело не в условиях или городе, а во взаимоотношениях с художественным руководителем чаще всего. Это нормальная история в творческих профессиях – вкусовщина. Артист может просто не нравиться худруку внешне, из-за чего возникают проблемы.

- А соотношение мужчин и женщин в коллективе у вас какое?

- В нашем филиале почти поровну.

- Это правда, что в балете много мужчин с нетрадиционной ориентацией?

- Нет, не более чем в других профессиях.

- Сколько обычно вам дается времени, чтобы выучить постановку?

- Нисколько! Когда ты только приходишь работать, перед тобой ставится задача: за две недели бегло выучить весь репертуар.

- То есть вы легко можете зайти в любой спектакль?

- Да, и так каждый артист. У меня был случай, когда за день выучила сольную партию в спектакле.

- Вас оповещают, в каком именно спектакле вы будете участвовать?

- Нам присылают списки составов, кто кого запасает, но иногда все может резко поменяться: кто-то заболел, кто-то получил травму на репетиции. Как правило, точно можно сказать только накануне спектакля.

- Сколько раз вы можете выйти на сцену за спектакль?

- Например, в «Спящей красавице» и «Лебедином озере» у меня по четыре выхода, то есть четыре сольные партии. Одну партию за спектакль танцует только ведущая балерина, главное лицо спектакля. Так как людей у нас очень мало, многим приходится танцевать по нескольку партий.

- Какая самая сложная партия для вас?

- Безусловно, кордебалет. Стоишь в одном положении. И если впереди тебя стоит «кособокий лебедь», то тебе нужно подравняться и замереть.

- А как выбирают, кто какую партию танцует?

- Как правило, когда ты только приходишь в театр, идешь в кордебалет. Затем, спустя несколько лет, могут перевести в сольные партии. Я этого ждала три года.

- Как у вас происходит подготовка к выступлению?

- Грим обычно сами, а прически, как правило, делают гримеры. Иногда еще красим тело, имитируя загар, для «Дон Кихота» и «Тысячи и одной ночи», например.

- Сборы перед спектаклем – это долгий процесс?

- В среднем часа полтора-два. Есть спектакли, где «плюнул и пошел», а есть, где нужно закрепить корону или нанести яркий грим, там больше времени уходит. Но всегда не менее часа.

- Сколько суммарно времени вы проводите в театре?

- Наш рабочий день с 11:00 до 18:00. Когда танцуешь разные партии, остаешься на репетициях и до позднего вечера. Если в один день два спектакля, то приходишь к 11:00, а уходишь в 22:00.

- Есть миф, что у балерин пальцы на ногах деформированы, это правда?

- Это не более чем миф, если следишь за положением ног. Есть нюансы в виде выпирающих косточек. Иногда мозоли натираются, но это не страшно.

- Равновесие в пуантах поймать сложно?

- Всему можно научиться, тело вообще удивительная вещь, даже если что-то кажется сложным. В этой профессии есть свой плюс: чем больше занимаешься, тем больше «в ладах» со своим телом.

- Может так случиться, что вы передумаете быть балериной?

- Вряд ли. Многие спрашивают: «Если другая профессия, то какая?» Мой ответ: никакая. Я себя не представляю в другой профессии. Даже когда ухожу на больничный, ломает, не могу сидеть дома. Знаю девушек, моих ровесниц, кто перегорал и уходил, но через несколько лет все равно возвращался. Варианта, при котором танцуешь без любви, нет.

Новости партнеров

Интервью