Приморская сцена Мариинского театра во Владивостоке хоть и задает высокую планку искусства, стоит особняком в культурной среде края. Почти за восемь с половиной лет работы театр так и не стал по-настоящему приморским, а создает ощущение бесконечных гастролей. О том, что происходит за кулисами, откровенно рассказала в интервью PRIMPRESS балерина Наталья Андреева (имя изменено).
- Наталья, вы давно работаете в Мариинском театре?
- Уже семь лет.
- Расскажите, какой путь нужно пройти, чтобы танцевать на сцене? Со скольки лет вы в балете?
- Балетные официально начинают учиться с 10 лет. Но очень многие приходят в балет из гимнастики, с 3-4 лет готовят. А с наступлением 18-летия официально трудоустриваются в театр.
- Где проходит обучение?
- Обычно в специальных гимназиях или академиях, где до 9-го класса изучаются общие предметы, а следующие два года – профессиональные: история танца, анатомия, фортепиано...
- То есть высшее образование артистам балета получать необязательно?
- Верно. Высшее пригодится только в том случае, если артист захочет преподавать. Тогда ему нужно будет окончить педагогическое.
- Как часто проходят репетиции?
- Лучше спросить, когда их нет. Бывает, что целый месяц нет выходных. Максимум один выходной в неделю, понедельник. В субботу и воскресенье люди отдыхают, а мы работаем. У нас нет праздников. В новогодние отдыхаем только 1 января. А вот февральские, мартовские, майские – всегда работаем.
- А отпуск?
- Один раз в год, 50 дней. Но мы одни из первых выходим на пенсию – в 42 года.
- Это высокооплачиваемая работа?
- В балет идут не для того, чтобы деньги зарабатывать, а для души. Но здесь, в Мариинском, хорошая зарплата, как и в Питере.
- Как часто вы играете в спектаклях?
- Стабильно дважды в неделю выхожу на сцену. Иногда и четыре. На новогодних каникулах вообще за две недели двадцать шесть спектаклей.
- А коллектив у вас большой?
- Нет, всего 90 человек. По меркам театра, у которого достаточно обширный классический репертуар, это очень мало. Как правило, люди работают на износ. Все танцуют всё! Добровольно терпеть это можно только из глубокого уважения к искусству.
- Получается, у вас острая нехватка кадров?
- Можно сказать и так. Ехать во Владивосток мало кто хочет. Хотя художественный руководитель говорит, что штат укомплектован. Когда я пришла 7 лет назад, нас было 81, при этом каждый год он говорит, что набрали 15 новых человек… Как-то незаметно.
- Артисты увольняются? По какой причине?
- Да, уходят. Но тут дело не в условиях или городе, а во взаимоотношениях с художественным руководителем чаще всего. Это нормальная история в творческих профессиях – вкусовщина. Артист может просто не нравиться худруку внешне, из-за чего возникают проблемы.
- А соотношение мужчин и женщин в коллективе у вас какое?
- В нашем филиале почти поровну.
- Это правда, что в балете много мужчин с нетрадиционной ориентацией?
- Нет, не более чем в других профессиях.
- Сколько обычно вам дается времени, чтобы выучить постановку?
- Нисколько! Когда ты только приходишь работать, перед тобой ставится задача: за две недели бегло выучить весь репертуар.
- То есть вы легко можете зайти в любой спектакль?
- Да, и так каждый артист. У меня был случай, когда за день выучила сольную партию в спектакле.
- Вас оповещают, в каком именно спектакле вы будете участвовать?
- Нам присылают списки составов, кто кого запасает, но иногда все может резко поменяться: кто-то заболел, кто-то получил травму на репетиции. Как правило, точно можно сказать только накануне спектакля.
- Сколько раз вы можете выйти на сцену за спектакль?
- Например, в «Спящей красавице» и «Лебедином озере» у меня по четыре выхода, то есть четыре сольные партии. Одну партию за спектакль танцует только ведущая балерина, главное лицо спектакля. Так как людей у нас очень мало, многим приходится танцевать по нескольку партий.
- Какая самая сложная партия для вас?
- Безусловно, кордебалет. Стоишь в одном положении. И если впереди тебя стоит «кособокий лебедь», то тебе нужно подравняться и замереть.
- А как выбирают, кто какую партию танцует?
- Как правило, когда ты только приходишь в театр, идешь в кордебалет. Затем, спустя несколько лет, могут перевести в сольные партии. Я этого ждала три года.
- Как у вас происходит подготовка к выступлению?
- Грим обычно сами, а прически, как правило, делают гримеры. Иногда еще красим тело, имитируя загар, для «Дон Кихота» и «Тысячи и одной ночи», например.
- Сборы перед спектаклем – это долгий процесс?
- В среднем часа полтора-два. Есть спектакли, где «плюнул и пошел», а есть, где нужно закрепить корону или нанести яркий грим, там больше времени уходит. Но всегда не менее часа.
- Сколько суммарно времени вы проводите в театре?
- Наш рабочий день – с 11:00 до 18:00. Когда танцуешь разные партии, остаешься на репетициях и до позднего вечера. Если в один день два спектакля, то приходишь к 11:00, а уходишь в 22:00.
- Есть миф, что у балерин пальцы на ногах деформированы, это правда?
- Это не более чем миф, если следишь за положением ног. Есть нюансы в виде выпирающих косточек. Иногда мозоли натираются, но это не страшно.
- Равновесие в пуантах поймать сложно?
- Всему можно научиться, тело вообще удивительная вещь, даже если что-то кажется сложным. В этой профессии есть свой плюс: чем больше занимаешься, тем больше «в ладах» со своим телом.
- Может так случиться, что вы передумаете быть балериной?
- Вряд ли. Многие спрашивают: «Если другая профессия, то какая?» Мой ответ: никакая. Я себя не представляю в другой профессии. Даже когда ухожу на больничный, ломает, не могу сидеть дома. Знаю девушек, моих ровесниц, кто перегорал и уходил, но через несколько лет все равно возвращался. Варианта, при котором танцуешь без любви, нет.