Сегодня уже трудно вспомнить, когда венгерские «Икарусы» исчезли с приморских дорог. Автобусы, поставлявшиеся в автотранспортные предприятия края, пробегав положенные им сотни тысяч километров, один за другим списывались и утилизировались. По данным управления транспорта администрации города Владивостока, последние желтые «Икарусы» сняли с маршрутов примерно в 1995 г. Речь идет об Ikarus-260, таком, как на нашем фото масштабной модели, хранящейся в коллекции одного из горожан. Большинство владивостокцев, заставших советские времена, отлично помнят эти автобусы, но далеко не все из них знают, что привилегию перемещаться по городу исключительно на «Икарусах» они имели благодаря нашему рельефу. В других городах СССР львиная доля пассажиров перевозилась на менее комфортабельных ЛиАЗ-677. Но во Владивостоке продукт Ликинского автобусного завода, оснащенный автоматической коробкой передач, будучи полностью загружен, попросту не вытягивал в горки. А «Икарус» с его шестиступенчатой механикой - вполне. К слову, едва ли не единственной импортной деталью в ЛиАЗ-677 был задний мост, опять-таки, именно венгерского производства...
Однако наш рассказ посвящен не желтому городскому трудяге 260-й модели, а красному пижону-туристу модели 256. «Икарусы» для междугородних и туристических перевозок поставлялись в СССР именно в такой раскраске: ярко-красные борта и верх, белая «юбка» снизу. Главный инженер «Примавтотранса» Антон Супрунов сообщил PRIMPRESS: «Последняя междугородняя поездка «Икаруса» у нас состоялась в декабре 2011 года».
Корреспондент PRIMPRESS встретился с человеком, который несколько лет назад стал счастливым обладателем машины своей мечты - настоящего красного «Икаруса». Причем сразу двух. Оба стоят во дворе его дома в Артеме.
Автобус из детства
В далеком, уже советском детстве Олег Крутов часто ездил из Владивостока в Большой Камень. В гости к бабушке. Поездка в одну сторону занимала около трех часов. На маршруте работал комфортабельный «Икарус». Именно этими воспоминаниями из детства Олег и объясняет свою любовь к венгерским автобусам.
- Вначале это была просто мечта, а потом появился интерес, - сказал Олег.
Свой первый «Икарус» он разыскал в 2012 году. Машина стояла, брошенная всеми, на территории АТП Спасска-Дальнего. Раньше автобус осуществлял междугородние перевозки по Приморскому краю, в последние годы жизни его использовали для доставки рабочих на цементный завод.
- Под конец карьеры за его руль сажали провинившихся водителей. Соответственно, должного ухода за ним не велось. А потом и вовсе поставили «Икарус» к стенке, под забор. Поэтому и состояние его было удручающим, - вспоминает Крутов.
Автобус был частично разукомплектован, но руководство Спасского АТП пообещало Олегу подготовить машину к перегону. Путь предстоял не близкий, до Артема 250 километров.
- Перегоняли всю ночь. В пути были и поломки. Но автобус все-таки доехал. С тех пор он не заводится, в данный момент его двигатель частично разобран с целью ремонта.
Тем не менее в первую очередь именно со спасским автобусом Олег связывает свои надежды на воскрешение легенды.
Затерянный под мостом
Второй «Икарус» Олег Крутов приметил во Владивостоке. В 2014 году автобус был замечен ржавеющим под Рудневским мостом у дороги, по которой Олег ездил на работу.
- Он уже несколько лет там стоял. Его собирались утилизировать, я вовремя успел!
Олег купил этот автобус и подготовил к перегону в Артем. В дороге не обошлось без приключений.
- Неправильно был установлен топливный насос, был сбит угол впрыска. Двигатель просто не развивал мощность. Поэтому из Владивостока с его сопками мы выбрались с большим трудом.
Владивостокский «Икарус» стоит во дворе дома Олега с проржавевшей насквозь крышей. Он накрыт тентом, чтобы в салон не попадали осадки.
Был в жизни Крутова и третий «Икарус». Он весь был пущен на запчасти, в 2015 году от него ничего не осталось.
До выездов еще далеко, или Квест по поиску запчастей
О стоимости своих покупок Олег умалчивает. Просит обойтись без цифр, говорит лишь, что она соизмерима с ценой весьма подержанного легкового автомобиля. Оба имеющихся в его распоряжении автобуса находятся в довольно удручающем состоянии, оба требует серьезного ремонта от кузова до ходовой части.
- Так что до выездов еще далеко, - с сожалением констатирует хозяин.
Зимой он не занимается восстановительными работами - слишком холодно на улице, а гаража подходящего размера нет - не АТП. Поэтому пока Олег разыскивает запчасти. А это непросто.
- Наиболее ходовые запчасти есть в интернет-магазинах, что-то можно найти и у частных лиц. «География поставок» – вся наша страна.
Оригинальные фары для своего «Икаруса» он нашел в Калининграде, задние фонари - в Калуге, новый замок задней двери - в Сочи, автономный отопитель - в Рязани, клавиши и микрофоны - в Екатеринбурге, компрессор - в Москве. На поиски, переговоры, демонтаж и отправку той или иной запчасти порой уходит до полугода.
- Например, в Абакане нашел кузовные детали. Но там морозы за -30, решено дождаться тепла, чтобы спокойно можно было их демонтировать.
Олег рассчитывает, что при таких темпах ему понадобится еще не меньше двух лет, чтобы завершить реставрацию своих автобусов.
- Мысли по дальнейшему их использованию, конечно, есть, но пока об этом рано говорить.